Сергей Танков: «Без интеграции существующих государственных ресурсов невозможна эффективная работа системы распределенных СЦ»

22 октября 2014 года

По мере создания ситуационных центров (СЦ) разных уровней (федеральных, региональных, ведомственных, корпоративных) менялась трактовка термина СЦ. Что сегодня входит в набор обязательных компонентов СЦ, необходимых для обеспечения оперативного решения управленческих задач?

Дело не только в изменении трактовки термина. Скорее, возобладал ограниченно функциональный подход к созданию ситуационных центров. Это означает, что из потенциально широкого набора инструментов для оснащения СЦ выбираются лишь те, которые без труда вписываются в существующие традиционные схемы поддержки управления. В первую очередь это коснулось аналитического инструментария. Но в целом в число компонентов, необходимых для эффективной работы СЦ, мы включаем интеллектуальные технологии, обеспечивающие полный цикл обработки данных, включая их сбор, хранение, визуализацию, моделирование и прогнозирование. Отметим, что сегодня такая точка зрения сложилась среди не только разработчиков, но и заказчиков. Поэтому сейчас проектированию ситуационного центра, как правило, предшествует консолидация имеющихся информационно-аналитических ресурсов.

Специальные информационно-аналитические системы – один из основных элементов современного ситуационного центра. Какие требования в части функционала предъявляются к этому программному обеспечению класса «бизнес-аналитика»?

Да, безусловно, оснащение ситуационных центров современными информационно-аналитическими системами (ИАС) остается очень актуальной задачей. К сожалению, в нашей стране уровень развития такого ПО невысокий. Но многие российские ИТ-компании, в том числе «Прогноз», активно работают над созданием систем для ситуационных центров. Уже сегодня в составе специальных ИАС можно выделить ряд типовых базовых блоков. Их функционал обеспечивает решение задач мониторинга, контроля и прогнозирования достижения целевых показателей, оценки рисков бизнес-процессов, контроля хода реализации проектов и программ, исполнения поручений. Если говорить об общих тенденциях поддержки управления, то сегодня в процессе подготовки к принятию решений руководители хотят иметь доступ к разнообразной информации – как к фото-, видео-, аудиоматериалам, геопространственным данным, так и к статистическим и аналитическим отчетам, полученным из различных источников. Это во многом способствует всестороннему анализу ситуации и становится необходимым условием для принятия обоснованных решений. Как следствие, важной задачей разработчика информационных систем является обеспечение заказчика информацией и функционалом для ее обработки.

Какие меры, принятые на государственном уровне, могут стимулировать развитие отечественного программного обеспечения класса «бизнес-аналитика»?

Мы считаем, что на данный момент уже сложились условия и предпосылки для формирования государственных приоритетов для развития в этой сфере и, самое главное, для эффективного сотрудничества государства и бизнеса. Для дальнейшего развития российской бизнес-аналитики государство должно способствовать созданию эффективных компаний с целью реализации наукоемких стратегических проектов. В первую очередь это касается отраслей, где существует тенденция к импортозамещению, особо отметим сферу обеспечения национальной безопасности.

Какие приоритетные задачи требуют решения в рамках построения системы распределенных ситуационных центров, функционирующих по единому регламенту?

Создание системы распределенных ситуационных центров, объединяющей СЦ федеральных и региональных органов власти, представляет собой масштабную и сложную задачу, требующую максимальной кооперации и эффективного взаимодействия всех ее участников, от госорганов до коммерческих организаций, создающих отдельные компоненты и интегрирующих их в единое целое. Внедрение СРСЦ позволит создать условия для реализации новых подходов в госуправлении, включая стратегическое планирование в социально-экономической сфере и сфере национальной безопасности. На данном этапе наиболее важной целью является постановка и формализация первоочередных функциональных задач для СРСЦ для проектирования специальных информационно-аналитических систем. Кроме того, перед государством и разработчиками стоит масштабная задача по интеграции существующих государственных ресурсов, без которой невозможна эффективная работа системы.

Получила ли развитие идея о распределенной сетевой экспертизе как инструменте оперативной поддержки принятия решений? Есть ли примеры использования методов организации групповых экспертных процедур с привлечением сетевых экспертов в регионах?

Сегодня можно говорить об экспериментальных работах в этой области. Хотя, на наш взгляд, именно работа экспертов позволит максимально эффективно использовать все ресурсы ситуационного центра. Основная причина медленного развития направления – невостребованность этих процедур в госуправлении и, как следствие, непроработанность ряда организационных и методических вопросов.

Какой вклад в создание интеллектуальных программных продуктов для ситуационных центров вносит компания «Прогноз»? Какие новые разработки появились за минувший год?

Компания «Прогноз» продолжает активную работу сразу по двум основным направлениям. Первое – реализация программных комплексов для отдельных ситуационных центров в интересах государственных органов и организаций. Второе – работа над системными вопросами проектирования для федеральных органов власти, в которой очень помогают большой практический опыт «Прогноза» в сфере создания информационно-аналитических систем для СЦ и серьезная научная основа, отличающая разработки компании.

Какие направления развития аналитического инструментария, методик сценарного анализа развития ситуации и т. д. считаются перспективными, по мнению специалистов компании «Прогноз»? В каких приоритетных направлениях ведутся работы?

Одним из самых перспективных направлений развития инструментов BI, на наш взгляд и по оценке экспертов, является прогнозная аналитика. Это направление активно развивается «Прогнозом» с момента основания и в рамках нашей платформы Prognoz Platform аккумулирует многолетние научные исследования и последние технологические разработки. Стоит отметить, что при общем усложнении задач, решаемых при помощи BI-инструментов, на ИТ-рынке уже несколько лет доминирует тенденция к упрощению, что находит свое отражение и в разработках «Прогноза». Все чаще пользователями систем становятся не ИТ-специалисты, а менеджеры и аналитики. Отсюда и требования к инструментарию BI-приложений: это должны быть интуитивно понятные в использовании средства анализа данных, механизмы для легкого импорта данных и удобного поиска показателей, все более востребованы интерактивные решения с разнообразными средствами визуализации. По-прежнему актуальны мобильные приложения, позволяющие оперативно получить необходимую информацию, находясь в любой точке планеты. Активно развивается и направление Big Data – инструменты для быстрой обработки огромных объемов данных. Отмечу, что Prognoz Platform включает в себя весь спектр перечисленных инструментов. В части методологии наша компания продолжает работу над уникальными инструментами для оценки последствий принимаемых решений, в том числе при помощи средств моделирования (они включают в себя моделирование принятия решений, развития чрезвычайных ситуаций, комплексной безопасности). Кроме того, мы работаем над созданием единого пространства регламентов. При этом все информационные потоки региона замыкаются в СЦ, что дает возможность упорядочить процесс сбора данных и аккумулировать их все в одном месте. Таким образом, лица, принимающие решения, получают оперативный доступ к любым данным, в том числе с мобильных устройств. Единое пространство также позволяет формировать максимально объективную аналитическую отчетность, основанную на разнообразных источниках информации, автоматически контролировать выполнение поручений и открывает широкие возможности для оценки последствий принимаемых решений и прогнозирования развития кризисных ситуации.


Connect, № 9, 2014