Ситуационные центры: системный подход - журнал Connect, № 5, май 2014

17 июня 2014 года

«Система распределенных ситуационных центров – это инновационный инструмент для поддержки государственного управления. Стратегическая задача ИТ-специалистов в содружестве с управленцами состоит в его эффективном использовании».
Ильин Николай Иванович, заместитель начальника Управления Спецсвязи ФСО России

Ситуационные центры стали сегодня одним из популярных способов оперативного управления информацией и, как следствие, повышения эффективности управленческой деятельности. Сотни ситуационных центров действуют на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В государственном и корпоративном управлении сложилась достаточно целостная система поддержки принятия решений при помощи традиционных инструментов и технологий обработки, представления и передачи информации в ситуационные центры.  Отличаются лишь масштабы использования средств аналитической обработки. В целом, большинство руководителей на деле оценили все плюсы новых возможностей. Одно из главных преимуществ – оперативный доступ к разнородной информации и, как следствие, возможность экономии самого ценного ресурса управленца – времени. Но это только начало пути.

Ситуационные центры на пути к совершенству

Современные управленческие задачи отличает особая сложность: без анализа множества аспектов развития ситуации, без учета всех критериев, влияющих на результат, выбор верного решения затруднен, а зачастую и невозможен. Конечно, особенно важна скорость принятия решений в кризисных экономических ситуациях или чрезвычайных ситуациях природного или техногенного характера.
Ситуационные центры (СЦ) призваны помочь руководителям комплексно и оперативно решать возникающие управленческие задачи. Активное развитие направления привело к значительному расширению терминологии, термин «ситуационный центр» стал многозначным. Чаще всего под ситуационным центром подразумевают непосредственно помещение, оборудованное средствами коммуникаций (видео-конференц-связь, конференц-связь и др.) и предназначенное для оперативного принятия управленческих решений, контроля и мониторинга объектов, ситуаций и решения других задач.
В более широком значении термин используется для определения всего организационно-технического комплекса, включающего не только специализированное помещение и телекоммуникационное оборудование, но и программное обеспечение, в том числе средства хранения, сбора, обработки, визуализации информации, методы моделирования и прогнозирования. Он предназначен для информационно-аналитического и коммуникационного обеспечения решения задач управления в органах государственной власти, на крупных предприятиях, в отраслях экономики или при развитии кризисных ситуаций. Комплексный мониторинг состояния объектов, событий, процессов, анализа их причин и последствий, а также прогнозирования развития ситуации помогает в принятии управленческих решений.
Для поддержки деятельности ситуационных центров используются специальные информационно-аналитические системы.  Это программное обеспечение класса «бизнес-аналитика» помогает оценить ситуацию в объекте или явлении, для управления которым создавался ситуационный центр, провести сравнительную оценку альтернативных вариантов решения проблем, анализ программ, планов, альтернативных вариантов развития событий. Кроме того, информационно-аналитическая система ситуационного центра формирует единое информационное пространство для различных субъектов управления.
Оснащение подобными современными системами сегодня является важнейшей задачей. Дело в том, что в России уровень развития подобного ПО пока недостаточно высок. Существующие системы, как правило, нацелены лишь на определенную область: экономику, управление региональными программами, социальные вопросы, геоинформационный анализ.

Части целого

Общие тенденции развития мировой экономики диктуют необходимость постоянного повышения эффективности и качества информационной поддержки государственного управления. Одним из способов решения этой задачи является создание системы взаимосвязанных центров на всех уровнях государственной власти, включая муниципальные образования, а также интеграция в единую систему ведомственных и корпоративных центров. Система распределенных ситуационных центров (СРСЦ), работающих по единому регламенту взаимо¬действия, позволит объединить в целостную сеть все федеральные и региональные ситуационные центры. По сути, создание такой системы - новый этап развития парадигмы использования СЦ в управлении. Ее основными задачами являются поддержка государственного управления в социально-экономической сфере и сфере национальной безопасности. Реализация подобной системы - масштабный государственный проект, подразумевающий сложную кооперацию государственных и коммерческих организаций, ответственных как за создание отдельных компонентов, так и интегрирующих их. Особое место среди этих компонентов занимает информационно-аналитическое обеспечение, которое является центральным интеллектуальным звеном системы, во многом определяющим эффективность содержательной обработки и представления информации пользователям.
Создание СРСЦ представляет собой сложную научно-техническую задачу. Основная цель - интеграция государственных ресурсов и информационная поддержка всех этапов стратегического планирования: от целеполагания до обеспечения автоматизированного контроля за принятыми решениями, мониторинга состояния национальной безопасности, а также информационного обеспечения при устранении чрезвычайных ситуациях. На ситуационные центры органов власти и ключевых предприятий оборонно-промышленного комплекса будут возложены в том числе и задачи по обеспечению обороноспособности государства. Еще одним важным преимуществом системы распределенных ситуационных центров может стать реализация распределенной сетевой экспертизы. Она обеспечит оперативную поддержку принятия решений, в том числе в самых непредвиденных ситуациях. Образно говоря, СЦ смогут «сжимать время» принятия решений, прежде всего за счет использования в их работе методов организации групповых экспертных процедур с привлечением сетевых экспертов в регионах.
В последнее время активизировалось создание ситуационных центров глав субъектов Российской Федерации. Для подключения регионов к этой единой системе распределенных ситуационных центров на этапе проектирования и создания СЦ должны учитываться требования по интеграции, в том числе на уровне обмена информацией, а также по разработке и внедрению аналитических модулей информационно-аналитической системы ситуационного центра, нормативному обеспечению экспертной деятельности.
На этапе целеполагания из всего спектра задач поддержки стратегического планирования государственных органов на региональном уровне важно выделить и формализовать наиболее актуальные конкретные задачи государственного управления (возможно, на первом этапе они будут несложными). В процессе эксплуатации системы состав задач будет эволюционно расширяться и усложняться. Откладывание этого шага на будущее может привести к неэффективному использованию как отдельных СЦ, так и системы в целом.
При автоматизации СЦ нужно учитывать, что традиционное моделирование ситуаций с использованием многокритериальных методов эффективно работает только применительно к достаточно устойчиво развивающимся, детерминированным и замкнутым объектам управления. Если же в СЦ приходится анализировать реальные общественно-политические и экономические процессы, большинство разработчиков аналитических продуктов на практике сталкивается с большим количеством сложностей.
Российские ИТ-компании активно работают над созданием интеллектуальных программных продуктов для ситуационных центров, в которых востребованы функции анализа, моделирования, прогнозирования, оценки рисков при реализации стратегий, проектов и программ в отдельных сферах и отраслях. Например, компания «Прогноз», международный разработчик средств бизнес-аналитики, аккумулировала свой опыт создания эффективных систем для руководителей регионов в решении «Ситуационный центр региона», многофункциональном инструменте для оперативного мониторинга, оценки рисков и прогнозирования в социально-экономической, общественно-политической и финансовой сферах региона. Эти разработки весьма успешны и завоевывают все больше сторонников в государственных органах. Одновременно развиваются направления, связанные с обработкой разнородной информации, используемой в СЦ, внедряются информационные системы для сбора и анализа текстовой неструктурированной информации, аудио-видео информации, геопространственных данных.

Информационно-аналитические системы - важнейший компонент СРСЦ

Информационно-аналитическая система (ИАС) ситуационного центра органов власти позволяет значительно повысить эффективность управленческих процессов и обеспечивает информационную поддержку принятия управленческих решений стратегического и тактического уровней. В ИАС реализованы инструменты для комплексной и оперативной оценки состояния объекта управления и ситуационного анализа выявленных проблем.
По опыту внедрений компании «Прогноз» нужно отметить, что разработка ПО для конкретного ситуационного центра всегда имеет ряд особенностей. Первая из них, встречающаяся еще на уровне разработки концепции системы, - сложность формализации масштабных государственных функций и алгоритмизации информационных задач, реализующих эти функции. Кроме того, в рамках проекта следует обязательно учесть необходимость создания и дальнейшего контроля выполнения регламента решения задач с учетом многоуровневости структур управления. Отдельным пунктом отметим, что эффективная работа системы возможна только при ее интеграции с другими имеющимися в арсенале органов госвласти информационными системами. С учетом этих особенностей при разработке информационно-аналитического обеспечения системы особое внимание следует уделить, на наш взгляд, развитию аналитического инструментария, автоматизации решения функциональных задач и доступу к большим объемам разнородной информации.
Как показывает многолетний опыт компании «Прогноз» в области создания решений для ситуационных центров, подобные ИАС должны содержать ряд функциональных подсистем: для сбора первичной информации, хранения, аналитической обработки и визуализации данных, а также для обеспечения безопасности.
В рамках ИАС ведется единый информационный ресурс, содержащий как структурированные (ряды данных), так и неструктурированные данные (видео, новостные ленты, документы, картографическая информация и т.п.). Для принятия обоснованных управленческих решений в системах должна аккумулироваться информация, которая обеспечит возможность всестороннего анализа ситуации. Источниками такой информации могут быть базы и банки данных, хранилища информации федеральных органов власти, органов исполнительной власти и местного самоуправления субъекта РФ, коммерческих предприятий и организаций, Федеральной службы Государственной статистики, Федеральной налоговой службы РФ, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Ряд данных поступает из действующих информационных систем субъектов для ИАС, с новостных сайтов, из локальных источников хранения электронных документов и информационно-аналитических систем смежных ситуационных центров федеральных органов власти, федеральных округов, субъектов РФ. Кроме того, информационными ресурсами для систем выступают фото и видеоинформация, в том числе полученная от СМИ и организаций, данные о результатах голосования (ЦИК) и результаты социологических опросов населения (ФСО России).
При помощи удобных инструментальных средств системы проводится мониторинг состояния контролируемых объектов в различных аспектах (социальное, экономическое развитие, межнациональные отношения, безопасность и т.п.), на основе полученной полной и достоверной информации осуществляется анализ выявленных проблем и учет рисков. Системы помогут руководителю провести сценарный анализ развития ситуации с учетом выявленных проблем и рисков, а также выработать рекомендации по применению мер для достижения поставленных управленческих задач. После принятия управленческого решения при помощи инструментов можно осуществить план-факторный контроль исполнения и оценить эффективность и результативность решения. Кроме того, информационно-аналитические системы ситуационного центра предоставляют руководителям органов власти удобные и разнообразные средства визуализации информации, которые незаменимы при проведении различных мероприятий.

Сергей Танков, советник генерального директора компании «Прогноз»
Connect, № 5, май 2014