Актуальные технологии для рынка электроэнергетики

10 апреля 2014 года

В предыдущие годы в энергетике, как и в других отраслях, основным направлением автоматизации была финансово-хозяйственная деятельность предприятий. В большинстве крупных энергетических компаниях данные проекты завершены, либо находятся на стадии завершения. Постепенно компании обращаются и к другим насущным областям: модернизируют инфраструктуру и ЦОДы, внедряют биллинг, АСКУЭ, пробуют облачных технологии и аналитику.

Среди предприятий отрасли энергетики при этом уровень автоматизации остается неоднородным: если у сетевых компаний и крупнейших игроков типа СО ЕЭС ИТ-системы, например, такие как системы диспетчерезации, играют первостепенную роль, то у генерирующих компаний уровень автоматизации по факту может быть ниже, здесь акцент на конкретные узко специализированные промышленные решения. В сбытовых компаниях уровень автоматизации также очень разных и зависит от масштаба, региона, охвата деятельности, но здесь в первую очередь в фокусе внимание бухгалтерия, управление договорами и расчетами.

Тем не менее, энергетические компании с интересом следят за новыми информационными технологиями, хотя и осваивают их пока с осторожностью. В 2013 и 2014 году усиливается интерес к облачным проектам и BI, биллингу, геопозиционированию, новым решениям, позволяющим модернизировать инфраструктуру, повысить энергоэффективность ЦОДов. Все эти направления будут планомерно расти и в дальнейшем.

BI и Big Data

На март 2014 года в базе TAdviser среди компаний энергетического сектора внедрения BI-систем были на седьмом месте по «популярности» (46 проектов из почти 1 тыс.). В силу специфики отрасли главным драйвером развития остаются решения, оперирующие большими данными. Технологии работы с Big Data широко применяются для реализации управления и анализа данных, а также для совершенствования процессов принятия решений.

Cовременные энергетические компании заинтересованы и во внедрении информационных систем, обеспечивающих решение задач business intelligence, среди которых мониторинг, отчетность, бюджетирование, анализ, а также решение специфических задач сферы энергетики. У энергосбытовых компаний все чаще возникает потребность в системе энергонадзора, обеспечивающей мониторинг выполнения предписаний Ростехнадзора России и проверок качественного обслуживания объектов энергохозяйства.

«Растет роль информационно-аналитических систем энергоменеджмента, нацеленных на правильное использование энергоресурсов. Подобные программные продукты помогают сформировать оптимальный комплекс энергосберегающих мероприятий, тем самым обеспечивая достижение максимально возможных значений показателей энергосбережения», - подтверждает Михаил Федоров, руководитель направления корпоративных решений компании «Прогноз».

В ближайшие годы будут востребованы также конвергентные решения в области бизнес-аналитики, особенно конвергентной – например, BI+ГИС или BI+технологические данные. Интерес со стороны заказчиков к решениям такого рода уже есть. Это, в частности, оперативный анализ ситуаций, поддержка принятия решений, формирование аналитической отчетности и создание аналитических панелей, а также консолидация отчетности, считают в КРОК.

Облачные решения

Для энергетических компаний огромное значение представляет безопасность данных, поэтому облачные технологии они оценивают внимательно и относятся к ним с осторожностью. Тем не менее, число таких проектов растет. По данным на март 2014 в базе TAdviser среди компаний энергетики облачные проекты занимали 8-е место по «популярности» (35 проектов из почти 1 тыс.).

На сегодняшний день решения IaaS востребованы больше, чем SaaS. Основная причина - боязнь за сохранность или утечку данных, в том числе и тех, которые могут иметь категорию государственной тайны. Хотя, например, в США сейчас приложения в «облаке» распространяются очень широко, включая решения для SmartGrid.

Проектов на базе SaaS пока не много, в основном они распространяются на не самые критичные бизнес-приложения, например, достаточно часто в «облако» выносят сервисы электронной почты. Например, сервис электронной почты Exchange 2013 успешно использует одна из крупнейших распределительных сетевых компаний – «Энергосервисная компания Ленэнерго».

Инфраструктурные проекты

ИТ-инфраструктура является и будет оставаться важной точкой внимания для компаний энергетики. Особенно это актуально для компаний, работающих в пределах нескольких сопредельных регионов, так что требования к ней, как правило, высоки по части отказоустойчивости и надежности. Поэтому предприятия энергетики часто обращаются к модернизации, в том числе серверных платформ и ЦОДов. Велико число проектов по созданию сетевой инфраструктуры, комплексных систем видеоконференцсвязи. По данным базы TAdviser, инфраструктурные проекты занимают пятое место среди проектов в энергетике (67 внедрений из почти 1 тыс. на март 2014 года).

Что касается ЦОДов, то создание отдельных собственных ЦОДов – достаточно редкое явление. Чаще используется аренда мощностей. ЦОД для АСУ ТП при этом строится, как правило, на своих мощностях, а ЦОД для ERP-систем может использовать мощности сторонних дата-центров. При этом в договор по аренде мощностей обязательно включаются пункты по обеспечению отказоустойчивости и сервисной поддержке при критических ситуациях.

Биллинговые системы

В собственной базе проектов TAdviser за всю историю наблюдений автоматизации энергетики биллинговых проектов пока несколько десятков, но роль биллинговых систем для сбытовых энергетических компаний год от года растёт, так что внедрения будут продолжаться.

Эксперты GMCS (входит в MAYKOR), в частности, отмечают, что современная законодательная база и нормативы заставляю энергетические компании пересматривать свои подходы к управлению. На первый план выходят вопросы, связанные с созданием комфортной среды для взаимодействия не только с потребителями, но и управляющими компаниями и другими участниками рынка, повышением точности расчетов и лояльности потребителей.

Решение этих задач невозможно без наличия единой системы биллинга, способной не только обеспечить прозрачность расчетов по всем видам услуг и данных о потреблении, но и позволяющей при необходимости легко внедрять новые схемы обслуживания, тарифы и бизнес-роли. Это так называемый конвергентный биллинг, представляющий собой единую универсальную систему, которая может быть использована для ведения взаиморасчетов не только за тепловую и электроэнергию, но также и за газ, холодное и горячее водоснабжение и так далее.

Например, новую биллинговую систему внедряет сейчас один из крупнейших энергетических холдингов страны – «Энергетические системы Востока (РАО ЭС Востока)». В ее основе лежит отраслевое решение компании Ferranti для предприятий ЖКХ и энергетики - MECOMS на платформе Microsoft Dynamics AX. На новую систему биллинга уже перешло одно их дочерних предприятий холдинга – «Камчатскэнерго». Сейчас идет внедрение в «Магаданэнерго». Проект имеет большое значение для всего развития интеллектуальной энергетики Дальнего Востока.
Выбор инструмента автоматизации находится в прямой зависимости от масштабов деятельности предприятия.

Олег Зерняев, директор по системному проектированию Систематика, отмечает, что существуют различные биллинговые решения: самостоятельные разработки, решения на 1С. Но, в основном, энергосбытовые компании – это небольшие организации, и они не могут себе позволить «тяжелые» системы класса SAP или Oracle, хотя для больших компаний, предпочитающих «моновендорный» ИТ-ландшафт, возможны и дорогостоящие внедрения западных решений.

PLM и САПР

В настоящее время системы класса PLM в электроэнергетике используются достаточно мало, в отличие, например, от машиностроения и атомной промышленности. САПР востребован чуть больше. На рынке имеются средства трёхмерного моделирования объектов, проектирования электрической части и автоматического формирования чертежей, спецификаций материалов и отчетов. С применением ГИС-инструментов можно оценивать и выбирать местоположение новых подстанций с учётом уже существующих мощностей и требований энергоёмких производств.

Отдельная задача – учет и использование документации на объекты при реконструкции и модернизации. Однако внедрений САПР в электроэнергетике в стране на сегодняшний день не так много. Чаще всего для перечисленных задач применяются неспециализированные и не заточенные под конкретные задачи решения, отмечают в КРОК. Пока САПР для многих российских энергетических предприятий остается «мечтой».

Эксперты «КОРУС Консалтинг», тем не менее, указывают на то, что PLM-системы получают все большее распространение в мировой электроэнергетике. Они позволяют вести паспорта основного оборудования компаний на протяжении всего их времени эксплуатации, составляющего часто десятки лет. За это время в компании успевают смениться несколько поколений работников, являющихся носителями уникальных знаний по конкретным образцам оборудования, которые они раньше уносили вместе с собой после ухода из компании. Точность и скорость обработки информации в PLM-системах позволяет оперативно принимать решения о дальнейшей работе с тем или иным поставщиком оборудования, а также оценивать эффективность внедрения новинок и целесообразность их дальнейших закупок. Так что за этими системами будущее.

АСКУЭ и АСДУ, ТОиР

Есть три основных направления деятельности электросетевых компаний по автоматизации передачи и распределения электроэнергии, отмечают эксперты КРОК. Во-первых, диспетчерское управление, то есть управление режимом работы электрической сети. Для этого есть специальные решения АСДУ (автоматизированные системы диспетчерского управления). Условно говоря, это диспетчерский зал с видеостеной, на которую транслируется текущее состояние сети, а также системы, которые пересчитывают ее режимы работы, позволяя моделировать различные сценарии, и управляют переключениями. Особенно активно внедрение современных систем диспетчерского управления идет в России последние пять лет. В частности, КРОК недавно закончил проектирование подобной системы для одной межрегиональной распределительной сетевой компании.

Второе направление автоматизации в этой области – это управление транспортом электроэнергии. Сюда относятся задачи технического и коммерческого учета, сведение балансов, расчет полезного отпуска энергии и потерь. Для этих целей используются системы АСКУЭ и АСТУЭ. При этом важно, чтобы эти системы были интегрированы с корпоративными приложениями, которые осуществляют взаимодействие с потребителями, в том числе и выставление счетов. Для решения задач транспорта электроэнергии используются и интеллектуальные счетчики, которые способны учитывать несколько тарифов, позволяют управлять потреблением энергии, например, отключать конкретного потребителя или ограничивать ему мощность, выделять отдельную сеть питания и отдельно управлять подключенными к ней приборами. В частности, такие интеллектуальные счетчики были использованы нами в проекте для территориальной сетевой компании по созданию системы коммерческого учета электроэнергии. В результате заказчик сможет существенно снизить коммерческие потери за счет учета ранее неучтенного потребления электроэнергии.

АСКУЭ/АСТУЭ внедряются довольно активно последние семь лет. Однако в связи с появлением новых законов в отрасли, происходит модернизация уже внедренных систем. Плюс появляются новые технические решения, например, интеллектуальные счетчики внедряются в основном на уровне пилотных проектов и только последние год-полтора.

Третья задача в рамках автоматизации передачи и распределения электроэнергии – это управление эксплуатацией оборудования электростанции, планирования ремонта и оптимизация планов. Для этого используются системы класса ТОРО и ТОиР. При этом сам фокус в управлении активами несколько сдвигается. Если несколько лет назад наиболее масштабными проектами были внедрения систем ТОиР (пример - ФСК и МРСК), то сейчас компании больше задумываются о задачах управления капитальным строительством и инвестициями (Мосэнерго, РусГидро, ФСК).

Smart технологии

Системные интеграторы признают, что интеллектуальные («smart») технологии интересуют заказчиков все больше, так как заказчики хотят в автоматическом или автоматизированном режиме решать те задачи, которые раньше требовали длительного времени или больших трудозатрат. Например, КРОК реализовал проект интеллектуальной системы учёта для одной региональной сетевой компании, где стояла задача обеспечить автоматический сбор показателей более чем с 95% приборов учёта. Такие проекты не только сокращают затраты, но позволяют перейти к совершенно новым подходам при эксплуатации оборудования.

Олег Зерняев, директор по системному проектированию «Систематика», рассказал, что в последнее время широко обсуждается концепция интеллектуальных сетей Smart Grid, полностью управляемых от момента генерации электроэнергии до поступления ее конечному потребителю. Технологии Smart Grid идут рука об руку с развитием энергосбережения и энергоэффективности, они позволяют снижать потери электроэнергии и оптимизировать транспорт электроэнергии.

В группе компаний «Систематика» компания «Сайнер» представляет интересное решение на базе SAP IS-U, позволяющее связывать биллинговую систему напрямую с приборами учета, тем самым позволяя управлять процессами энергетического предприятия на основе информации, получаемой в режиме реального времени.

Компонентами smart-систем также являются мощные решения, основанные на геоинформационных сервисах, например, решение на базе GE SmallWorld, которое предлагает компания «Энсис Технологии». Также, к элементам Smart Grid относятся системы класса OMS/DMS, решения по управлению приборами учета на базе SAP.

Благодаря государственной поддержке очень широкое распространение получили на сегодняшний день системы глобального позиционирования (с использованием данных ГЛОНАСС). В частности, ФСК внедряет систему мониторинга транспорта компании, подключая к ней все больше своих филиалов.


TAdviser