Шаг навстречу миру

22 мая 2012 года

2005 год стал по-настоящему переломным для компании «Прогноз»: в этом году пермские аналитики и программисты сделали первые шаги на международном рынке и обнаружили, что разработки «Прогноза» абсолютно конкурентоспособны за рубежом. Именно с этого года стало развиваться международное направление компании, в результате чего с 2006 года было открыто семь зарубежных офисов, в 2008 году «Прогноз» выиграл тендер МВФ, став его первым и единственным российским подрядчиком, в 2012 году число зарубежных проектов достигло 250, а флагманский программный продукт компании вошел в ведущий мировой рейтинг платформ бизнес-аналитики.

Открывая Америку

Все началось с сотрудничества с крупной международной консалтинговой компанией Global Insight. Аналитики Global Insight также специализировались на экономических прогнозах, опираясь на научные достижения основателя компании – Лоуренса Клейна, нобелевского лауреата в сфере эконометрики (премия 1980 года за создание экономических моделей и их применение к анализу колебаний экономики и экономической политики). И по приглашению американских партнеров в 2005 году делегация «Прогноза» отправилась в США. По признанию участников той поездки, она оказала неоценимое влияние на дальнейший путь пермской компании. «В Вашингтоне мы провели неделю, обучаясь на научном семинаре Лоуренса Клейна, – рассказывает первый заместитель генерального директора компании Максим Балаш, – и, еще недостаточно владея техническим английским, прекрасно понимали язык формул. Для нас стало настоящим открытием, что мы в России, можно сказать, в «глубинке», пользуемся тем же аппаратом, алгоритмами, методиками, ставим те же задачи, что и эконометристы из Global Insight – и достигаем такого высокого результата. Кроме того, посмотрев программные продукты, с которыми они работают, мы поняли, что в отношении визуализации, мониторинга, формирования отчетов наши собственные разработки даже более современны и функциональны».

Лоуренс Клейн не только стал научным консультантом «Прогноза», но и помог пермякам в организации важных встреч: по его звонку одному из своих бывших учеников делегацию из «Прогноза» очень дружелюбно приняли в ООН. «В свое время Клейн по государственной программе США ездил по всему миру и отбирал талантливых студентов (в Китае, Корее, других странах), – поясняет Евгений Овчаров, заместитель генерального директора компании «Прогноз», – обучал их в Штатах, и впоследствии многие из них заняли руководящие посты в ООН, Всемирном Банке и других серьезных организациях».

Было принято решение по продвижению разработок «Прогноза» на американском рынке, эту работу возглавил Владимир Эскин – в прошлом также ученик Клейна – который сегодня руководит вашингтонским офисом компании «Прогноз» и является заместителем генерального директора по международным операциям. В кратчайшие сроки был разработан целый портфель решений для самых разных отраслей: транспорта, сельского хозяйства, финансовых институтов, правоохранительных органов. И уже в мае 2006 года был заключен первый контракт на создание модели прогнозирования товаропотоков для крупной американской железнодорожной компании BNSF.

Курс на глобализацию

Выход за рубеж принес в жизнь компании много перемен. «В то время разработкой приложений для иностранных заказчиков занимались все прикладные подразделения компании. Работа кипела круглые сутки, – вспоминает Евгений Овчаров. – Утром контакты с «поднебесной» («Прогноз» уже открыл офис в Пекине), днем «на проводе» Москва и регионы, вечером просыпаются американцы. Это была постоянная гонка… но безумно интересная гонка. Тогда же мы познакомились с международной культурой деловой переписки, освоили современные средства коммуникаций: Skype, Go2Meeting».

Внешний вид прогнозовских систем с 2005 года также существенно изменился. Если раньше для российских проектов использовался довольно простой и прагматичный дизайн, то международные проекты должны были выглядеть эффектно. «Нам сразу указали, – говорит Овчаров, – «Ребята, это должна быть конфетка!». Мы начали использовать flash-технологии, привлекать дизайнеров, ориентироваться на веб-интерфейсы, что на тот момент было редкостью для российских проектов вообще».

Высшее признание

Уникальные компетенции «Прогноза» в экономическом моделировании и прогнозировании, с которых началось взаимодействие с американскими партнерами в далеком 2005 году, по-прежнему являются ключевым конкурентным преимуществом компании. Продвинутый аналитический инструментарий, заложенный в PROGNOZ Platform – основной программный продукт «Прогноза», не имеет аналогов на российском рынке бизнес-аналитики и успешно конкурирует с подобными решениями за рубежом.

В 2012 году эксперты Gartner, ведущего мирового консалтингового агентства в сфере IT, включили компанию «Прогноз» в один из самых престижных рейтингов – «Магический квадрат платформ бизнес-аналитики» *. Это беспрецедентный случай для российского IT-рынка.

«Мы считаем, что это огромный шаг для нашей компании и для всех отечественных разработчиков. Включение в «Магический квадрат» подтверждает возможности российских технологий и правильность стратегии, которую мы выбрали еще 20 лет назад, сделав ставку на собственную многофункциональную платформу», – говорит генеральный директор компании Дмитрий Андрианов.

Сегодня с использованием PROGNOZ Platform созданы системы для крупнейших мировых корпораций, финансовых организаций, правительств и государственных служб. Высочайший профессионализм пермских разработчиков признается заказчиками в 35 странах мира. А все началось с первого шага, сделанного семь лет назад.

*Gartner «Magic Quadrant for Business Intelligence Platforms» by John Hagerty, Rita L. Sallam, James Richardson. February 6, 2012


«КоммерсантЪ-Прикамье», № 97, май 2012