Для решения конкретных задач

14 декабря 2012 года

В наступающем году спрос на рынке информационных технологий будет трансформироваться. Вместо «тяжелых» комплексных решений на первый план выходят узконаправленные продукты, способные помочь заказчику получить реальные конкурентные преимущества.

В наступающем году российский рынок IT-услуг продолжит бить рекорды. По прогнозам аналитиков, его объем достигнет 7,5 млрд долларов, прирост составит более 10%, и это самый высокий показатель за всю историю его развития.

Развитие IT-рынка обусловлено растущей ролью информационных технологий в бизнесе. «Если раньше только некоторые отрасли экономики сильно зависели от IT, то теперь — все без исключения, — говорит Артак Оганесян, заместитель генерального директора компании EPAM Systems. — Документооборот мигрирует в электронные форматы даже при взаимодействии с государственными услугами. Общение в бизнесе — и с клиентами, и партнерами — почти полностью перешло в электронную почту, социальные сети, аудио- и видеосвязь. Ну и куда теперь без IT?»

Однако наряду с общим ростом объемов рынка информационных технологий в наступающем году заметно трансформируется и его структура. Ключевые изменения связаны с тем, что большинство российских компаний уже внедрили у себя так называемые тяжелые информационные решения, в частности комплексные системы управления предприятием (ERP). Сейчас на повестке дня их отладка и модернизация; кроме того, внимание клиентов переключается на внедрение решений, направленных на оптимизацию конкретных бизнес-процессов. По словам Александра Семенова, генерального директора группы компаний «Корус Консалтинг»: «сегодня главная задача для всех успешных предприятий — максимальное повышение эффективности. Это означает, что все IT-проекты — будь то внедрение системы электронного документооборота, или системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), или системы аналитики — подчинены конкретным бизнес-задачам: рост прибыльности, рост оборота, рост количества продаж на одного клиента, ускорение процессов обслуживания клиентов и так далее».

Какие же IT-решения для бизнеса будут наиболее востребованы в наступающем году?

Бизнес-аналитика: не утонуть в океане «больших данных»

Объемы цифровой информации стремительно растут: каждый год залежи хранящейся в компаниях информации увеличиваются на 50%. Специалисты IT-рынка называют растущую лавину информации термином Big Data («Большие данные»). В наступающем году обрабатывать неудержимо растущие базы данных российские компании будут с более активным применением так называемых решений бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI). Благодаря им компания получает возможность быстро перерабатывать большие объемы данных и в любой момент отслеживать, скажем, ключевые показатели развития бизнеса. «Например, в банковской сфере системы класса BI позволяют понимать, где банк теряет деньги, а где зарабатывает, какие продукты прибыльны, а какие нет, каков портрет клиента», — отмечает Сергей Шилов, управляющий партнер компании AT Consulting.

Спрос на решения бизнес-аналитики в России растет очень динамично. В прошлом году объем этого рынка по сравнению с 2010 годом увеличился более чем в два раза и, по данным аналитической компании TadAdviser, достиг 230 млн долларов. В наступающем году спрос на решения BI продолжит расти.

Интересно, что помимо ведущих зарубежных разработчиков BI-решений (SAP, Oracle, SAS, IBM, Microsoft) в этом секторе достойно выглядят и российские производители. Например, пермская компания «Прогноз» не только занимает существенную долю рынка BI-решений в России, но и успешно осваивает зарубежные рынки. Среди ее заказчиков числятся крупные зарубежные компании и организации (например, Международный валютный фонд и департамент сельского хозяйства США). «Сегодня активными потребителями бизнес-аналитики в России являются банки, ритейл, телеком, нефтегазовый сектор и другие сектора экономики, — рассказывает Сергей Шестаков, заместитель генерального директора компании «Прогноз». — Технологии BI, в частности, позволяют эффективно и удобно осуществлять сценарный анализ (“что будет, если”), задачи оптимального управления (“что необходимо для достижения цели с учетом имеющихся ограничений”), управление рисками, выявление закономерностей. Все эти инструменты способны формировать реальные конкурентные преимущества».

Облака на службе бизнеса

Тема облачных решений останется одной из самых горячих. По данным международной аналитической компании IDC, рынок облачных услуг в России растет небывалыми темпами: в прошлом году он увеличился в пять раз, до 60 млн долларов, и вырастет в восемь раз в течение ближайших четырех лет — почти до 500 млн долларов.

Как известно, «облаками» называют информационные сервисы, которыми компания может пользоваться удаленно. На рынке идет развитие облачных сервисов двух ключевых типов: публичные и частные. В случае публичных облаков заказчик отдает на аутсорсинг сторонней IT-компании тот или иной сервис — например, предпочитает удаленно хранить свою базу данных в стороннем, так называемом коммерческом дата-центре. Другой подход — создание собственных, так называемых частных облаков, когда предприятие, например, подключает сеть своих разрозненных филиалов и офисов к единой облачной информационной системе.

Ожидается, что в наступающем году в облака будет перемещаться все более широкий спектр информационных услуг. Например, у небольших и средних российских компаний будут пользоваться популярностью облачные услуги, позволяющие им удаленно сдавать налоговую отчетность. В облака переезжают и системы, связанные с управлением важными бизнес-процессами. Например, о динамичном приросте пользователей заявляют создатели услуги «Мой склад» от одноименной российской компании. Все больше российских предприятий начинают управлять своими торговыми и складскими операциями с помощью этого удаленного ресурса. В удаленном режиме система, например, позволяет обрабатывать заказы, резервировать товар на складе, выставлять счета клиентам, отправлять накладные. По словам представителей компании «Мой склад», их клиентами сейчас являются более 60 тыс. российских компаний и в следующем году их число существенно возрастет.

Очень перспективное облачное направление — электронный документооборот. Российским предприятиям закон с недавних пор разрешает обмениваться деловой документацией в электронном виде, в связи с этим наблюдается взрывной рост спроса на облачные услуги, которые помогают компаниям правильно оформлять и заключать договоры, оформлять счета-фактуры и вести прочий документооборот. Например, одни из самых популярных облачных услуг сейчас развивает компания «СКБ-контур». Ее представители заявляют, что сервисами компании пользуется уже более 1 млн российских корпоративных клиентов и в наступающем году их число будет расти.

Системы ВКС: слышу и вижу

Зачем ехать на переговоры через полстраны, если можно видеть и слышать своего партнера не выходя из офиса? Услуги видео-конференц-связи (ВКС) — еще один тип решений, спрос на которые будет продолжаться в наступающем году. Последние три года российский рынок ВКС уверенно растет на треть в год — это рекордный показатель для европейских стран. По итогам текущего года он должен перевалить за 100 млн долларов, а в 2013-м его объемы увеличатся еще на 20–30%.

Согласно последним опросам, сегодня подавляющее число российских компаний используют системы видеосвязи. Как ни странно, тон в распространении этих систем задают государственные органы. Многие российские министерства и ведомства внедрили у себя системы ВКС и регулярно проводят видеосовещания с региональными подразделениями. Коммерческие структуры, в свою очередь, пытаются охватить системами ВКС не только топ-менеджмент, но и сотрудников среднего звена, что позволяет успешно проводить, например, обучающие семинары и конференции.

В наступающем году участники рынка ожидают повышения спроса на технически более совершенные системы ВКС, которые, например, способны передавать сигнал высокой четкости (HD) и менее требовательны к условиям освещения. Повышается и функциональность систем конференц-связи: так, в ходе видеоконференции можно одновременно обмениваться текстовыми сообщениями, проводить голосование, собирать отзывы и т. д.

Участники рынка также ожидают хорошего спроса на интеграцию ВКС с системами наблюдения за различными производственными процессами. В такой системе можно не только общаться, но и контролировать, например, отгрузку товара на складе, обстановку в торговом зале или работу на производственной линии.

Что касается наиболее перспективных заказчиков ВКС, то в наступающем году бум внедрения таких систем ожидают в области медицины. В Москве уже создано несколько десятков телеметрических медицинских центров, получать услуги в которых можно удаленно — с помощью видеосвязи.

Инженерные системы: просчитать жизненный цикл

Один из самых технологичных секторов IT-рынка — системы компьютерного проектирования — сейчас переживает революцию. До недавнего времени задача этих систем ограничивалась созданием точного чертежа того или иного продукта. Теперь они борются за то, чтобы просчитать весь жизненный цикл продукта: рассчитать, сколько будет служить, например, та или иная деталь в автомобиле, вычислить затраты на сырье для конкретного продукта, просчитать, какова наиболее выгодная цена его доставки.

Последние IT-решения по управлению жизненным циклом изделия, в том числе в России, активно внедряют все ключевые отрасли промышленности: предприятия авиакосмического и оборонного сектора, автомобилестроения, судостроения, машиностроения, энергетики. Например, недавно о внедрении такой системы проектирования нового поколения сообщила компания «Технониколь» — один из крупнейших российских производителей кровельных, гидроизоляционных и теплоизоляционных мате-риалов.

Помимо мировых лидеров в этой области (французской Dassault Systems, немецкой Siemens, американских РТС и Autodesk) созданием систем проектирования успешно занимаются российские разработчики. Так, компания «Аскон» заявила, что в наступающем году будет активно продавать свои новые системы проектирования в Германию, а также в Польшу, Чехию, Словакию.

Всеобщая мобилизация

Бизнес становится более мобильным, все больше сотрудников компаний трудятся вне офиса. По данным IDC, если в 2010 году во всем мире насчитывалось порядка 1 млрд так называемых мобильных сотрудников, то в 2015 году их станет уже 1,5 млрд.

С ростом мобильности бизнеса бурно растет спрос на соответствующие информационные решения. «Мобильность — одна из доминирующих тенденций этого года — будет популярна и в следующем году. Повышение спроса на мобильные технологии мы наблюдаем во многих отраслях», — констатирует Сергей Шилов из AT Consulting.

В наступающем году компании будут все больше задумываться о том, чтобы интегрировать в корпоративную информационную систему различные мобильные устройства — ноутбуки, планшетные компьютеры, смартфоны, — чтобы сотрудник мог в любое время получать информацию, а также участвовать в обновлении корпоративных баз данных.

Интерес к такого рода решениям растет среди компаний самых разных отраслей. Это, например, предприятия страхового бизнеса: страховой агент, имея под рукой планшетный компьютер, может прямо во время визита к клиенту занести данные об очередном страховом полисе. Сотрудник интернет-магазина, кликнув нужный значок на своем смартфоне, может подтвердить доставку товара клиенту. Недавно российская фармацевтическая компания «Ново Нордиск» заявила о внедрении подобного решения для своих сотрудников, чьи поездки связаны с продажами продукции. Компания-интегратор (ЛАНИТ) смогла подсоединить к корпоративной системе планшетники iPad, с помощью которых сотрудники на выезде могут оперативно видеть, какой товар есть на складе, или же отчитываться о новых контрактах.

А компания Depo Computers на днях отчиталась о внедрении в издательском доме «Экономическая газета» новой системы мобильного офиса, когда сотрудники из дома или во время командировки получают доступ ко всем информационным ресурсам компании и могут участвовать во всех рабочих процессах. Руководство «Экономической газеты» отметило, что благодаря внедрению новой системы у нее освободились офисные площади, которые теперь можно сдавать в аренду и получать дополнительный доход.


«Эксперт» №50 (832), 14 декабря 2012