Разработка прогнозов социально-экономического развития регионов с использованием комплексной имитационной модели

26 февраля 2000 года

1. Территориальный прогноз в общей системе прогнозирования

Сравнительный анализ развития субъектов РФ свидетельствует о тенденции нарастания их социально-экономической дифференциации. Это во многом связано с неоднородностью хозяйственного пространства России, а значит, и с различиями возможностей успешной работы в рыночных условиях. В выигрышном положении находятся в основном регионы-экспортеры продукции, использующие устойчивый внешний спрос на нефть, газ, цветные металлы и алмазы, а также крупные торгово-посреднические центры и центры банковского капитала — Москва и Санкт-Петербург. Для остальных регионов переход к рыночному хозяйствованию сопряжен с большими трудностями. Поэтому государственная экономическая политика не должна основываться ни на установлении общих для всех субъектов Федерации финансово-экономических правил, ни на поддержке регионов по политическим соображениям. Необходим объективный и конструктивный подход к формированию государственной системы регулирования территориального социально-экономического развития страны, основанный, во-первых, на признании необходимости учета региональной специфики при выработке экономической, социальной, финансовой политики государства. Во-вторых, — на отказе от предоставления регионам индивидуальных льгот и принятии обоснованных мер господдержки различных типов регионов, имеющих общие проблемы и схожие особенности социально-экономического развития, непосредственно влияющие на характер и результаты хозяйственной деятельности. В-третьих,.— на формировании в каждом субъекте Федерации охватывающего все стороны экономического и социального развития (комплексного) хозяйственного механизма, построенного на базе общероссийских принципов и законов, но с учетом собственных особенностей и интересов своего населения.

Формирование взвешенной общегосударственной и региональной социально-экономической политики немыслимо без проведения широкого круга аналитических и методологических работ, одно из направлений которых — государственное прогнозирование. В условиях России региональный аспект прогнозирования играет особую роль, ибо без учета специфики развития регионов не может быть реализована ни одна долгосрочная общегосударственная программа, невозможно проведение никаких социальных и экономических реформ. Кроме того, только прогнозы территориального развития позволяют определить вероятность возникновения кризисных ситуаций в различных субъектах Федерации, а также оценить саму возможность реализации основных направлений государственной экономической политики в различных сферах и на разных уровнях.

2. О системе территориальных прогнозов и программ 

В сложившейся к настоящему времени системе государственного прогнозирования главным звеном стали краткосрочные прогнозы. На втором месте — среднесрочные прогнозы, выполняемые в процессе подготовки правительственных программ, и уж затем — долгосрочные прогнозы. Подобная расстановка приоритетов в определенной мере соответствует и возможностям прогнозирования, поскольку в условиях нестабильной переходной экономики приемлемая точность прогнозов не обеспечивается и величина погрешностей резко возрастает по мере удлинения прогнозного периода.

Краткосрочный прогноз предназначается прежде всего для разработки федерального бюджета на ближайший год, ибо его доходы во многом зависят от состояния производства, а расходы — от состояния бюджетной сферы регионов. Целью среднесрочного и долгосрочного прогнозов является прогнозирование структурных сдвигов в хозяйстве регионов и связанных с этим качественных изменений социально-экономической ситуации на региональном и макроэкономическом уровнях.

В сложившейся практике государственного прогнозирования территориальный разрез макроэкономических показателей базируется на использовании данных о действующей территориальной структуре производства и экспертных оценках ее изменения в прогнозируемом периоде, а также на предложениях субъектов Федерации, в определенной мере учитывающих возможности и интересы территорий. Анализ различий показателей, определенных «сверху» и «снизу», помогает выработать компромиссный вариант, отвечающий как федеральным, так и региональным интересам.

Наиболее сложны проблемы согласования интересов в финансово-бюджетной политике. Теоретически и федеральные органы власти и управления, и субъекты Федерации решают общие задачи финансового обеспечения экономического и социального развития России в интересах всех ее граждан. Однако здесь реально обнаруживаются различия и противоречия интересов — как по кругу конкретных задач, так и по средствам их решения. Достаточно отметить, что субъекты Федерации отвечают прежде всего за социальное развитие, тогда как федеральный уровень в первую очередь озабочен проблемами экономического развития и устойчивости государства. Как правило, средств на полнокровное решение всех проблем не хватает, причем особенно остро дефицит ресурсов сказывается в переходный, кризисный период, когда между центральным правительством и регионами идет острая борьба за распределение ограниченных ресурсов. Дополнительную остроту ей придает вышеупомянутый значительный разброс регионов по уровню экономического развития, соответственно по возможностям самофинансирования социальных программ. Последнее обстоятельство предопределяет необходимость крупномасштабного перераспределения ресурсов между регионами.

Прогноз финансового аспекта развития России должен решать минимум четыре задачи. Необходимо определить, во-первых, какую часть финансовых ресурсов можно выделить на решение общегосударственных задач в области обороны, во внешнеэкономической деятельности, в обеспечении прав граждан, экологической безопасности, и т.д. Во-вторых, — какая часть доходов может быть оставлена в распоряжении регионов для решения социальных проблем, поддержки предпринимательства, борьбы с преступностью и других вопросов, относящихся к компетенции субъектов Федерации. В-третьих, — какие нужны налоговые и другие меры госвоздействия, направленные на активизацию деловой активности и увеличение доходов бюджета и специализированных внебюджетных фондов. В-четвертых, — какую часть доходов государство в состоянии выделить для поддержки конкретных слаборазвитых субъектов Федерации и территорий, подверженных экономическим, социально-политическим или экологическим кризисам.

Прогнозирование социального развития связано прежде всего с решением проблем повышения уровня жизни населения, обеспечения рациональной занятости, развития социально-культрного комплекса (жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования и культуры), поддержки низкодоходных и слабозащищенных слоев населения, улучшения экологии населенных мест. Все эти проблемы должны решаться главным образом на региональном уровне. Однако существенное влияние на ход их решения оказывают федеральные органы — не только посредством реализации федеральных целевых программ социального характера, но и в результате проведения определенной отраслевой и инвестиционной политики, выделения трансфертов и целевых субсидий регионам.

3. Методологическое обеспечение регионального прогнозирования

Один из основных инструментов исследования перспективного развития страны — комплексный прогноз территориального аспекта ее экономической и социальной эволюции, отражающий федеральные и региональные проблемы изменений в территориальной организации хозяйства, вытекающие из потребностей структурной перестройки экономики в направлении достижения баланса интересов государства и регионов в условиях развития рыночных отношений.

Методология прогнозирования развития регионов должна предусматривать анализ экономических и социальных аспектов этого развития в ретроспективном периоде с учетом степени реализации государственных программ, а также оценку текущего уровня жизни населения и его занятости, миграционных процессов, экологической ситуации и антропогенного загрязнения. В самом территориальном прогнозировании различаются следующие аспекты: 1) воспроизводственный (касающийся воспроизводства основного капитала и формирования внутренних финансовых ресурсов); 2) финансовый (относящийся к источникам и направлениям расходования финансовых ресурсов, в частности в связи с формированием бюджета территории); 3) социальный (связанный с динамикой уровня жизни и доходов населения).

Основой территориального прогноза являются прогнозы, разрабатываемые каждым субъектом Российской Федерации. На федеральном уровне должны проводиться проверка реалистичности этих материалов, их обобщение и сопоставление с показателями централизованного макроэкономического прогноза, а при необходимости— корректировка макроэкономических показателей. Важнейшие направления экономического анализа в процессе прогнозирования — определение влияния рыночной специализации на рациональное использование природных ресурсов и формирование регионального хозяйственного комплекса, выявление территорий ускоренного экономического роста и депрессивных зон.

4. Моделирование в региональном прогнозировании

Выполняя аналитическую и диагностическую функции, а также функцию предвидения, прогнозирование является инструментом научного обоснования региональной политики на федеральном и региональном уровнях. Ключевые принципы прогнозирования — системность и комплексность, сбалансированность и согласованность, вероятностный характер, научно-методологическая обоснованность и практическая направленность, вариантность. Вариантность прогнозов достигается путем формирования и расчета различных гипотетических сценариев развития исходя из сложившейся социально-экономической ситуации и перспективных целей. Эффективный инструментарий научного вариантного прогнозирования, обеспечивающий реализацию перечисленных принципов, — математическое моделирование экономических систем.

Процесс разработки математических моделей экономических систем и их практического использования в прогнозировании разбиваются на несколько этапов, каждый из которых требует творческого подхода. Это: 1) постановка задачи моделирования и прогнозирования (содержательнoe описание исследуемых экономических процессов); 2) разработка общей спецификации модели с выделением управляющих и выходных переменных; 3) выбор класса моделей, определяющих возможные формы связи между переменными; 4) идентификация параметров модели; 5) системная проверка ее адекватности исследуемому процессу; 6) проверка решений на математическую и содержательную непротиворечивость; 7) формирование критериев, отражающих правила выбора решения проблемы из множества альтернативных вариантов; 8) разработка необходимой информационной базы. Каждый этап требует значительного объема аналитической и вычислительной работы с большими информационными массивами. Процесс разработки математических моделей усложняется также тем, что прохождение указанных этапов многоитерационно — пока не будет достигнута приемлемая степень адекватности моделей исследуемым процессам.

В этой связи на первый план выходит динамическое моделирование социально-экономического развития регионов, предполагающее автоматизацию процесса на базе современных информационных технологий, прежде всего компьютерных. Развитие этого технологического обеспечения привело к тому, что для решения даже рутинных, типовых региональных задач сегодня имеется множество программных продуктов. Прогресс информационных технологий и использование интеллектуальных экспертных систем несомненно создают новые и пока явно недостаточно используемые возможности резкого расширения сферы применения методов математического моделирования (в сочетании с традиционными методами экспертного анализа развития территорий), формирования автоматических банков данных, и т.п. Разработка в подобных системах «дружественного интерфейса» радикально облегчает диалог с компьютером, снимая с исследователя рутинные операции и оставляя ему больше возможностей для действительно творческой работы по анализу социальных и экономических процессов в регионах.

Именно этот вариант программного обеспечения воплощен в разработанном в Перми программно-инструментальном комплексе «Прогноз», автоматизирующем весь процесс: ввод и корректировку исходной информации, формирование моделей, проведение расчетов, обмен информацией между базой данных и моделями, обработку и печать исходной и расчетной информации. Необходимость решения в ходе моделирования и прогнозирования комплекса сложных задач (таких, как ведение информационных баз, аналитическая обработка данных, создание математических моделей, проведение большого объема модельных расчетов, отображение исходных и расчетных данных) предопределила блочное построение программного комплекса «Прогноз», в котором выделены конструкторы баз данных, отчетных форм и динамических моделей социально-экономических процессов. На основе этого комплекса в Министерстве экономики РФ развернута прикладная информационно-аналитическая система прогнозирования социально-экономического развития страны в региональном разрезе.

База данных в составе системы предназначена для хранения и оперативной обработки отчетной и перспективной информации о главных структурных параметрах и показателях развития экономики Российской Федерации и отдельных ее регионов. В основу организации базы положена реляционная модель с последующим многомерным представлением данных. Таким образом, данные в базе хранятся в виде двумерных таблиц, с помощью которых возможно построение многомерных конструкций — так называемых кубов данных. Вся информация в базе экономически и иерархически структурирована, что позволяет легко ориентироваться в ее многообразии. Доступ к данным осуществляется через запросы, а результаты их выполнения используются для создания отчетных форм. Для наполнения информацией базы данных системы используются Eхсеl-файлы с показателями социально-экономического развития отдельных регионов во временном интервале 1995—2003 гг., посылаемые в Минэкономики России по электронной почте от всех субъектов Федерации два раза в год, а также отчетная информация, предоставляемая, в частности, Росстатагентством. Для ввода, проверки на корректность и достоверность, корректировки хранящихся в базе данных, используется ряд макросов, которые позволяют выявлять «подозрительные» данные (слишком высокие или низкие темпы роста показателей, необъяснимые диспропорции экономики, и т.д.) и по возможности их корректировать.

База данных системы является информационной основой для проведения анализа текущего социально-экономического состояния территорий, построения моделей и проведения прогнозных расчетов. Конструктор отчетных форм представляет собой электронную таблицу — инструментальное средство для создания и отображения отчетов. Инструмент позволяет отображать и корректировать данные, полученные в результате запроса из базы данных или из моделей, анализировать данные с помощью графиков и диаграмм, проводить различные математические вычисления с последующим анализом итоговых результатов. В рамках системы пользуются готовыми отчетами или создаются новые формы-шаблоны. Информацию о региональном развитии Российской Федерации можно представлять в виде географических карт, что позволяет визуально анализировать результаты прогнозных расчетов.

Конструктор динамических моделей социально-экономических процессов позволяет как формировать новые модели с использованием встроенного макроязыка, так и задействовать уже готовые многосвязанные «цепочки» локальных моделей экономической динамики, финансового планирования, основывающихся на различных математических методах анализа и прогнозирования. Особенность макроязыка — его направленность на решение экономических задач. В макроязык встроены процедуры и функции, позволяющие осуществлять статистическую обработку временных рядов, проводить практически любые операции с матрицами, равно как и функции работы с таблицами, датами, файлами и формами. Разработан инструмент оптимизации, регрессионного анализа. Конструктор моделей — удобный и простой в освоении инструмент их создания, а также проведения многовариантных модельных экспериментов, причем речь идет о сложных моделях с большим числом прямых и обратных связей. Основной исходной информацией для решения уравнений моделей служат динамические ряды из базы данных системы.

Сложность прогнозирования территориального развития России обусловливается необходимостью комплексного анализа множества взаимосвязанных параметров, характеризующих социальное и экономическое развитие 89 субъектов РФ во временном интервале 3—15 лет. Успешное решение такой задачи во многом зависит от выбора рациональных методов моделирования этой экономической системы.

Регион — сложная социально-экономическая геосистема, развитие которой в современных экономических условиях характеризуется стохастичностью и в значительной степени непредсказуемостью. Вот почему для разработки региональных моделей наиболее приемлемым из существующих методов моделирования сложных систем является имитационный метод, при котором паутинообразными связями симулируются различные сценарии поведения сложной системы при выборе определенных управляющих воздействий.

Этот принцип моделирования и был выбран в качестве базового в региональном департаменте Минэкономики России при разработке комплексной имитационной модели социально-экономического развития Российской Федерации в региональном разрезе на основе программно-инструментального комплекса «Прогноз». При этом в разработке математического обеспечения модели использовалась комбинация подходов, базирующихся на эконометрических принципах, моделях межотраслевого и межрегионального балансов, спроса и предложения. Эти подходы дополняют друг друга и допускают при совместном использовании разработку высокоэффективных моделей-симбиозов. Такой комбинированный алгоритм оказался максимально пригодным именно для моделирования сложных иерархических систем, на разных уровнях описания которых приходится использовать различные методы. В моделях отражаются требования всесторонней сбалансированности экономики: ресурсной, межотраслевой, материально-финансовой, территориальной.

5. О структуре имитационной модели территориального развития Российской Федерации

Эта модель включает блок сценарных условий и четыре основных блока расчета прогнозных параметров (производства, населения, занятости, финансов), а также блок комплексной оценки развития регионов, предназначенный для диагностики их состояния.

Коль скоро система моделирования ориентирована на проведение вариантных прогнозных расчетов развития регионов в зависимости от той или иной стратегии управления развитием, в ней прежде всего в явном виде выделяется совокупность критериев и управляющих воздействий, т.е. тех социально-экономических показателей функционирования отраслей региональной экономики, изменение которых находится в компетенции региональных и федеральных органов власти. В качестве управляющих параметров, которые можно изменять в зависимости от варианта сценарных условий, выбраны следующие. Во-первых, — управляющие параметры государственной экономической политики: 1) доля налоговых отчислений в бюджет; 2) доля отчислений во внебюджетные фонды; 3) доля налога на прибыль в валовой прибыли; 4) доля налогов с населения в доходах населения; 5) учетная ставка ЦБР; 6) норма амортизации; 7) инвестиции из федерального бюджета. Во-вторых, — прогнозируемые макроэкономические параметры: 1) фактический валютный курс; 2) ВВП России; 3) его структура; 4) дефлятор ВВП; 5) индекс оптовых цен промышленности; 6) индекс сметных цен строительства; 7) индекс потребительских цен. В-третьих, — прогнозируемые регионами управляющие параметры: 1) инвестиции из бюджетов субъектов РФ; 2) доходы бюджета региона; 3) доходы внебюджетных фондов. В-четвертых, — прогнозируемые параметры воздействия на регионы государственной экономической политики: 1) дефляторы роста цен; 2) уровень процентной ставки по кредитам.

В качестве эндогенных переменных модели естественно принять показатели социально-экономического развития региона. Его параметры в прогнозируемом периоде, которые позволяет рассчитывать данная модель, следующие.

В блоке «Производство»: 1) ВРП; 2) объем произведенной продукции промышленности в отраслевом разрезе; 3) валовая продукция сельского хозяйства; 4) объем подрядных работ в строительстве; 5) объем грузоперевозок и грузооборот транспорта; 6) основные производственные фонды в разрезе отраслей промышленности и производственной сферы.

В блоке «Занятость»: 1) экономически активное население; 2) численность занятых в экономике (всего, в том числе в производственной сфере); 3) то же в непроизводственной сфере; 4) уровень безработицы. В блоке «Население»: 1) доходы населения (всего); 2) его доходы от оплаты труда; 3) социальные выплаты населению; 4) расходы населения (всего); 5) его расходы на покупку товаров; 6) его расходы на оплату услуг; 7) обязательные платежи и добровольные взносы; 8) прочие расходы населения; 9) розничный товарооборот; 10) объем платных услуг.

В блоке «Финансы»: 1) балансовая прибыль; 2) амортизационные отчисления; 3) доходы бюджета; 4) доходы внебюджетных фондов; 5) инвестиции федерального бюджета; 6) инвестиции из средств предприятий; 7) иностранные инвестиции; 8) прочие инвестиции.

Анализ рассчитываемых параметров позволяет давать оценку степени воздействия государственной экономической политики, отраженной в сценарных данных, на развитие каждого субъекта РФ и разрабатывать рекомендации по ее корректировке. Важный момент подготовки и проведения вариантных прогнозных расчетов — выбор критериев качества и эффективности вариантов развития регионов (комплексная оценка). Комплексная оценка достигается в результате сопоставления выбранных индикативных показателей социального и экономического состояния региона со среднероссийским уровнем, приведения всех значений показателей (в баллах) к сводной оценке и последующего анализа изменений значений этих показателей в прогнозируемом периоде. Индикативные показатели, используемые в блоке комплексной оценки, следующие: 1) индекс физического объема промышленного производства; 2) доля региона в общем объеме инвестиций; 3) финансовая обеспеченность региона — доходы региона в расчете на душу населения; 4) доля занятых в малом бизнесе в общей численности занятых; 5) индекс развития коммуникаций (плотность автодорог и телефонных коммуникаций); 6) уровень безработных (к экономически активному населению); 7) доля населения с доходами ниже прожиточного уровня; 8) розничный товарооборот на душу населения; 9) обеспеченность жильем; 10) экологическая ситуация (доля выбросов в атмосферу и воду).

Все блоки рассматриваемой имитационной модели функционально связаны. Информация для расчетов автоматически поступает из базы данных системы, результаты расчетов объединяются в блоке выходных параметров и представляются в заданном формате. Результаты вариантных расчетов количественных изменений параметров социального и экономического развития регионов, полученные при помощи машинных экспериментов на имитационной модели, являются основой для последующей экспертной аналитической оценки специалистами отраслевых и функциональных департаментов Министерства экономики РФ качественных изменений в региональном развитии на прогнозируемый период.

Вычислительные эксперименты показали практическую приемлемость (высокую степень адекватности) построенной системы моделей. Использование в работе департаментов Минэкономики России имитационного моделирования позволит, можно надеяться, перейти в прогнозной работе на качественно новую ступень, обеспечив многовариантное прогнозирование на основе расчетов функционально связанных параметров различных блоков системы показателей социального и экономического регионального развития. Это позволит готовить эффективные рекомендации в адрес как упомянутых департаментов (для сопоставления ими показателей макроэкономического и регионального прогнозов развития России в прогнозируемом периоде и последующей работы над проектировками федерального бюджета), так и федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (для разработки региональных бюджетов).

А.К. Ушаков
руководитель Департамента региональной экономики и программ Минэкономики России
Л.А. Рязанова
заместитель руководителя Департамента региональной экономики и программ Минэкономики России
Д.Л. Андрианов
генеральный директор ЗАО «Стерлинг Груп Прогноз» (г. Пермь)
Е.В. Переятенцева
начальник отдела ЗАО «Стерлинг Груп Прогноз»
М.Г. Решетников
главный специалист ЗАО «Стерлинг Груп Прогноз»
Н.В. Ярушкина
руководитель регионального направления ЗАО «Стерлинг Груп Прогноз»

«Российский экономический журнал» №2, 2000


«Российский экономический журнал» №2, 2000