Построение систем учета, анализа и прогнозирования государственных финансов

14 января 2003 года

Деятельность государственных структур в сфере управления финансовыми ресурсами как сочетание мер бюджетного, налогового, денежно-кредитного регулирования предполагает выполнение в оперативном режиме многовариантных прогнозно-аналитических расчетов на больших объемах информации.

Обеспечить комплексную информационно-аналитическую поддержку формирования решений в сфере управления государственными финансами призваны специализированные системы поддержки принятия решений (СППР). В общем случае под СППР понимаются программные системы, имеющие следующие компоненты:

  • информационный (совокупность ретроспективных данных предметной области);
  • аналитический (специальные аналитические методы обработки накопленных данных, отыскания закономерностей и другие функции анализа ретроспективной информации);
  • прогнозный (функции прогнозирования, моделирования последствий различных вариантов эндогенных и экзогенных воздействий, планирования процессов принятия решений с учетом результатов моделирования и прогнозирования).

СППР и задачи управления государственными финансами

СППР в сфере управления государственными финансами предусматривает:

1. Учет поступления и расходования государственных финансовых средств, в том числе:

  • мониторинг отчетности государственных органов, обеспечивающих поступление налоговых и неналоговых доходов в бюджеты всех уровней;
  • мониторинг государственного финансирования расходов, осуществляемого из бюджетов всех уровней, и использования распорядителями бюджетных средств полученных ассигнований;
  • мониторинг привлечения внутренних и внешних заимствований в бюджеты всех уровней и расходования средств на их погашение и обслуживание.

2. Анализ показателей, характеризующих государственные финансы:

  • динамики и структуры поступления налогов и сборов, задолженности и недоимки по их уплате;
  • взаимосвязей между поступлением государственных доходов и влияющими на этот процесс факторами;
  • динамики и структуры государственных расходов, соотношения государственных доходов и расходов, межбюджетных отношений;
  • источников финансирования дефицита и направлений распределения профицита государственного бюджета;
  • обеспеченности потребностей платежного оборота денежными знаками.

3. Прогнозирование и планирование движения государственных финансовых ресурсов:

  • прогнозирование поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней с учетом различных вариантов решений в области государственной налоговой и бюджетной политики, макро- и микроэкономических прогнозов;
  • оценку обоснованности проектов доходов бюджетов всех уровней;
  • планирование государственных расходов с учетом прогнозов поступления доходов и оценки потребностей получателей бюджетных средств;
  • разработку оптимальной стратегии управления внутренним и внешним государственным долгом, которая в долговременной перспективе обеспечит устойчивый экономический рост при исполнении обязательств РФ по внутренним и внешним займам.

Принципы построения и архитектура СППР

Накопленный авторами опыт теоретических исследований и разработки, внедрения и сопровождения СППР в области управления государственными финансами позволяет выдвинуть базовые принципы построения таких систем:

  • интеграция информационных, научно-методологических и аналитических ресурсов;
  • унификация процедур учета и контроля;
  • использование в практике планирования и управления государственными финансами результатов анализа, прогнозирования и вариантного моделирования тенденций на макро- и микроэкономическом уровнях.

В архитектуре СППР, построенных на этих принципах, важнейшим компонентом является комплекс математических моделей анализа, прогнозирования и планирования всех видов и этапов движения государственных финансовых ресурсов. В составе данного комплекса моделей выделяются:

I. Модели доходов государственного бюджета, предназначенные для прогнозирования поступления налоговых и неналоговых доходов бюджетов различных уровней. При этом используются различные методики:

    • статистическое прогнозирование поступления налогов и сборов с применением формализованных статистических моделей (применяется только при краткосрочном прогнозировании, при этом формируемый прогноз обязательно дополняется интервальной оценкой его доверительных границ);
    • прогнозирование поступлений на основе выявления статистических взаимосвязей, преимущественно методами факторного анализа, между поступлениями налогов и сборов и показателями социально-экономического развития (используется только для налогов и сборов в рамках календарных периодов, в течение которых не планируется изменений нормативов государственной налоговой и бюджетной политики);
    • имитационное моделирование поступлений налогов и сборов. Имитационная модель математически описывает зависимость поступления каждого вида налогов и сборов как функцию от перечня факторов, индивидуального для каждого вида налогов. В число факторов входят:
      • нормативы государственной налоговой и бюджетной политики (ставки налогов и сборов, нормативы распределения доходов между бюджетами различных уровней);
      • показатели социально-экономического развития, прямо или косвенно влияющие на налоговую базу, – прибыль предприятий и организаций, облагаемые обороты товаров и услуг, объемы производства подакцизных товаров, денежные доходы населения, объемы производства в отраслях, осуществляющих природопользование и т.д.;
      • ключевые финансовые индикаторы – курсы валют, цены на мировых товарных рынках на основные виды российского экспорта и т.д.

Значения показателей-факторов в прогнозном периоде могут задаваться экспертно (например, значения ставок и нормативов, предлагаемые проектами законов о бюджете, изменениями Налогового кодекса) или формироваться расчетным путем. Так, например, показатели социально-экономического развития могут быть рассчитаны с помощью статистических моделей или имитационных моделей социально-экономического развития Российской Федерации.

II. Модели финансирования расходов, дефицита и распределения профицита бюджета, на основе прогнозов поступления доходов бюджетов позволяющие рассчитать:

  • допустимые объемы финансирования для отраслей социальной сферы, расходы на содержание органов государственной власти. При этом учитывается статус защищенности расходных статей бюджетов;
  • необходимые суммы привлечения заимствований бюджета из внутренних и внешних источников при возникновении дефицита бюджета;
  • оптимальные варианты распределения профицита федерального бюджета, а также дополнительно полученных (сверх запланированных) доходов бюджета на погашение и обслуживание внешнего и внутреннего государственного долга, создание государственного финансового резерва, дополнительное финансирование отдельных статей расходов.

Описанный комплекс имитационных моделей успешно применяется в ряде СППР, реализованных компанией «Прогноз» для различных органов государственной власти Российской Федерации.

Дмитрий Андрианов
доктор физико-математических наук, профессор, академик РАЕН
Галина Полушкина
кандидат экономических наук,
Валерий Павлов, Михаил Кулаков, Ольга Речицкая, Евгений Овчаров
аспиранты кафедры экономической кибернетики
Пермский государственный университет

«Проблемы теории и практики управления» №1, 2003


«Проблемы теории и практики управления» №1, 2003