Реализация задач целеполагания, мониторинга и оценки деятельности органов власти

18 ноября 2004 года

Как известно, каждое решение, будь то политическое, экономическое, управленческое, должно быть научно обоснованным, только тогда любая система становится по-настоящему эффективной. О том, что грамотное управление в различных сферах экономики, финансов и производства не может обойтись без профессиональной системы поддержки принятия решений, за рубежом поняли уже давно. В нашей же стране подобные разработки стали появляться гораздо позже. Одним из пионеров в этой области стала компания «Прогноз», специализирующаяся в области создания программных комплексов, информационно-аналитических систем и систем поддержки принятия решений.

В настоящее время в Администрации Пермской области осуществляется опытная эксплуатация единой областной информационно-аналитической системы (ОИАС), которая обеспечивает пользователей широкими возможностями мониторинга, анализа и прогнозирования социального, экономического и финансового развития региона.

Ниже приводятся примеры возможного применения ОИАС в следующих сферах государственного управления:

  • Мониторинг социально-экономического развития субъекта РФ;
  • Определение целей и планирование ресурсов;
  • Оценка последствий принимаемых решений;
  • Анализ и оценка итогов развития региона.

Мониторинг социально-экономического развития региона

Задача мониторинга социально-экономического развития Пермской области нацелена на обеспечение исполнительных органов власти оперативной информацией, необходимой для выявления факторов, негативно влияющих на развитие региона и своевременного принятия соответствующих управленческих решений. Комплексный подход к решению данной задачи предполагает следующие виды мониторинга:

  • мониторинг показателей социально-экономического развития субъекта Российской федерации, муниципальных образований и отраслей народного хозяйства; 
  • мониторинг показателей деятельности исполнительных органов власти и получателей бюджетных средств, контроль использования выделенных ресурсов и достижения поставленных целей; 
  • мониторинг показателей деятельности хозяйствующих субъектов.

В рамках областной информационно-аналитической системы реализовано централизованное хранилище данных (ЦХД), которое служит источником достоверной и актуальной информации для всех функциональных задач ОИАС.

ЦХД ОИАС накапливает ведомственные показатели более двух десятков исполнительных органов государственной власти Пермской области.

В ЦХД ОИАС интегрируется также информация, предоставляемая рядом территориальных органов федеральных органов власти:

  • Пермским областным комитетом государственной статистики,
  • Управлением МНС России по налогам и сборам по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу,
  • Управлением федерального казначейства Минфина России по Пермской области,
  • Департаментом Федеральной службы занятости населения по Пермской области,
  • Территориальным управлением Федеральной таможенной службы и др.

Централизованное хранилище данных нацелено на решение следующих задач:

  1. Накопление и организация доступа к информации;
  2. Хранение, пополнение и организация доступа к нормативно-справочной информации (НСИ);
  3. Многомерное представление и обработка накапливаемой информации и др.

Для решения задачи мониторинга в ОИАС реализован инструментарий отслеживания значений показателей централизованного хранилища данных, который обеспечивает возможность отображения значений выбранных показателей в виде электронных таблиц и диаграмм.

Входящий в ОИАС инструментарий позволяет осуществлять мониторинг показателей эффективности бюджетных расходов, предоставляя актуальную информацию по значениям показателей конечного эффекта, непосредственного результата, использования ресурсов, расходов бюджета в разрезе бюджетных услуг, способов оказания бюджетных услуг и субъектов бюджетного планирования.

Таким образом, использование ОИАС позволит значительно сократить время и трудоемкость построения системы оценки эффективности бюджетных средств.

В состав ОИАС входит подсистема казначейского исполнения бюджета Пермской области. Подсистема охватывает распорядителей и получателей средств собственно областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Пермской области и предоставляет возможность получения полной, достоверной и оперативной информации обо всех текущих потребностях и всех средствах бюджетов региона. Внедрение подсистемы казначейского исполнения бюджета обеспечивает прозрачность и возможность оперативного контроля и управления финансово-бюджетной сферой Пермской области.

Примером задачи мониторинга деятельности хозяйствующих субъектов является реализованная в ОИАС задача ведения реестра объектов промышленности. Данная функция обеспечивает возможность мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономических показателей предприятий Пермской области. В рамках этой задачи решаются вопросы сбора, накопления и аналитической обработки показателей финансовой, экономической и социальной деятельности крупнейших хозяйствующих субъектов Пермской области.

Определение целей и планирование ресурсов

Определение целей деятельности исполнительных органов государственной власти и получателей бюджетных средств и соответствующего планирования ресурсов предполагает выполнение следующих шагов:

  • обоснованный выбор стратегических приоритетов социально-экономического развития области;
  • определение и установку целевых значений показателей деятельности исполнительных органов государственной власти и получателей бюджетных средств;
  • выявление факторов, влияющих на изменение значений целевых показателей;
  • оценку изменения целевых показателей в результате тех или иных управляющих воздействий, подбор оптимальной комбинации управляющих воздействий;
  • планирование ресурсов, необходимых для достижения заданного уровня целевых показателей;
  • расчет достижимости установленных значений целевых показателей в условиях ограниченности ресурсов, при необходимости – корректировку целевых значений показателей.

В рамках ОИАС разработан комплекс целевых моделей, позволяющий оценить необходимое количество ресурсов для достижения заданного уровня целевых показателей социально-экономического развития Пермской области и определить достижимые значения целевых показателей при условии ограниченности ресурсов.

Входящий в состав ОИАС инструментарий позволяет с помощью статистических методов провести анализ влияния различных факторов на показатели развития области, выявить оптимальную форму модели для получения прогнозных значений тех или иных показателей.

В рамках ОИАС реализуется задача вариантного прогнозирования и планирования доходной и расходной частей консолидированного бюджета Пермской области. Интеграция данной задачи с комплексной имитационной моделью социально-экономического развития Пермской области обеспечивает возможность учета установленных целевых показателей при планировании расходов бюджета.

Оценка последствий принимаемых решений

Помимо комплекса целевых моделей, позволяющего просчитать необходимое количество ресурсов для достижения заданного уровня показателей (задача «Что нужно для…?»), в составе ОИАС реализована комплексная имитационная модель социально-экономического развития Пермской области, позволяющая оценить влияние решений федеральных и региональных органов власти на развитие Пермской области (задача «Что будет, если…?»).

Данная модель позволяет осуществлять аналитические и прогнозные расчеты основных показателей социальной, экономической, финансовой и других сфер для различных сценариев развития мировой и российской экономики, а также возможных решений региональных и федеральных органов власти.

На основе прогнозных значений основных показателей развития области могут быть рассчитаны ожидаемые значения различных интегральных индикаторов: комплексной оценки социально-экономического развития Пермской области, оценки уровня и качества жизни населения, оценки инвестиционной привлекательности области и т.д.

Анализ и оценка итогов развития региона

Решение задач анализа и оценки итогов развития региона предполагает следующие виды аналитической обработки накопленной информации:

  1. Оперативный анализ показателей, накапливаемых в хранилище данных.
  2. Автоматизированный расчет оценок эффективности работы исполнительных органов власти и получателей бюджетных средств, расчет интегральных индикаторов социально-экономического развития региона.
  3. Формирование аналитической и регламентной отчетности, нацеленной на анализ достигнутых результатов, выявление причин отклонения фактических и плановых показателей, предоставление ожидаемых и достигнутых результатов контролирующим органам и др.

Задача оперативного анализа показателей может быть решена при помощи инструментария OLAP-анализа показателей ЦХД, который входит в состав ОИАС. Данный инструментарий обеспечивает возможность оперативного анализа показателей ЦХД при помощи методов многомерного и статистического анализа.

ОИАС обеспечивает формирование широкого спектра интегральных индикаторов и оценок уровня социально-экономического развития региона – интегральная оценка социально-экономического развития Пермской области, интегральная оценка социально-экономического развития территорий Пермской области, оценка инвестиционной привлекательности области, оценка эффективности областных целевых программ и др.

Областная информационно-аналитическая система обеспечивает формирование значительного числа аналитических и регламентных отчетных форм, нацеленных на комплексный анализ текущей ситуации в социальной, экономической и финансовых сферах региона, например:

  • отчеты по формированию проектов бюджета области и исполнению консолидированного бюджета области;
  • анализ развития и финансирования социальной сферы (здравоохранение, социальная защита населения, образование, культура, физкультура) и жилищно-коммунального хозяйства;
  • анализ тарифов и лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов;
  • сравнительные оценки, рейтинги и интегральные оценки финансового и социально-экономического положения области в Российской Федерации, Приволжском федеральном округе, ассоциации «Большой Урал», положения муниципальных образований в области;
  • анализ уровня и динамики развития отраслей (промышленность, сельское хозяйство, строительство, ЖКХ, транспорт, торговля и т.д.);
  • анализ инвестиций (в том числе - иностранных) в территориальном и отраслевом разрезе;
  • анализ конкурентоспособности продукции Пермской области;
  • анализ развития государственного сектора, сектора малого предпринимательства, сферы труда и занятости, показателей экологического контроля и др.

Инструментарий разработки ОИАС предоставляет возможность модификации существующих и реализации новых форм отчетности.

Компания «Прогноз»:

г. Москва, ул.2-ая Брестская, 8
Тел./факс (495) 995-80-76
г. Пермь, ул. Дзержинского, 12а
Тел./факс (342) 236-08-22
E-mail:
prognoz@prognoz.ru
Http://www.prognoz.ru

«RM-magazine», №6 (51), 2004 год.


RM-magazine, №6, 2004