Областная информационно-аналитическая система как стратегическая технология территориального развития

13 февраля 2005 года

В аспекте изучения проблем развития но­вой экономики в современной России представ­ляет интерес опыт совершенствования деятель­ности органов государственной власти на основе ИКТ на региональном уровне. Рассмотрим не­которые результаты и перспективы развития об­ластной информационно-аналитической системы (далее - ОИАС), созданной для администрации Пермской области (разработчик - компания «Прогноз»).

Комплексная автоматизация функциональ­ных и аналитических задач большинства испол­нительных органов государственной власти (да­лее - ИОГВ) Пермской области, создание еди­ной централизованной базы данных, создание и внедрение новых форм и методов финансового, социально-экономического планирования и управ­ления на основе современных информационных технологий позволяют достичь повышения эффек­тивности использования бюджетных средств. Кроме получения экономического эффекта за счет внедрения ОИАС, можно говорить о созда­нии высокотехнологического фундамента, позво­ляющего выйти на новый уровень государствен­ного управления за счет следующих возможнос­тей: создание и внедрение новых форм и мето­дов управления финансами, повышение качества выполнения функций органов власти; развитие межведомственного взаимодействия, повышение достоверности и оперативности информации, не­обходимой для принятия управленческих реше­ний, создание основы для реформирования адми­нистративной системы управления областью. Еще одним итогом ОИАС является интеграция информационной, аналитической, экспертной, про­гнозной составляющей работы всех основных служб и структур региональных органов управ­ления, объединение распределенных источников информации, распределенных пользователей и распределенных компонентов - локальных бан­ков данных.

Как уже упоминалось, в составе ОИАС ре­ализованы функциональные задачи ИОГВ, в том числе задачи главного управления экономики Пермской области (ГУЭ). Рассмотрим на при­мере задач, связанных с мониторингом и анали­зом различных аспектов территориального раз­вития, каким образом внедренная информацион­ная система может способствовать формирова­нию новых стратегических технологий управле­ния в органах государственной власти. Приведем краткую характеристику реализованных задач по территориальным аспектам управления области, порядок решения которых определяется соответ­ствующей нормативно-правовой базой Пермской области.

Задача «Оценка эффективности деятельно­сти администраций городов и районов области» обеспечивает расчет показателей оценки эффек­тивности деятельности администраций городов и районов области, определение места и балла территории по показателям, проведение динами­ческого и структурного анализа квартальных и годовых данных по выбранному ретроспектив­ному периоду. В составе задачи также проводится расчет весовых коэффициентов на основании эк­спертной оценки специалистов экономических служб органов местного самоуправления. В це­лом эффективность работы органов местного самоуправления оценивается по следующим на­правлениям: бюджетная политика, ситуация в жилищно-коммунальном секторе, платежная дис­циплина предприятий, применение конкурсных процедур размещения муниципальных заказов.

Задача «Интегральная оценка социально-экономического состояния городов и районов области» направлена на проведение комплексного экономико-географического анализа состояния и тенденций социально-экономического развития городов и районов области на основе принятой в ГУЭ методике расчета и динамического анали­за показателей и интегральной оценки состояния городов и районов. Информационную основу дан­ной задачи составляют статистические показа­тели, характеризующие социально-экономическое состояние территорий, показатели об исполнении бюджетов территорий и данные Департамента федеральной государственной службы занятости населения (далее - ДФГСЗН) об уровне без­работицы. В задаче производится автоматичес­кое определение места территории по каждому из показателей, используемых в расчете.

Задача «Мониторинг социально-экономичес­кого развития городов и районов области (пас­порта городов и районов)» предназначена для сбора, накопления, многомерного статистическо­го мониторинга, анализа и представления данных о состоянии социально-экономического развития городов и районов области, выявления тенден­ций их развития по следующим направлениям:

  • природно-ресурсный потенциал, его исполь­зование и охрана;
  • описание демографического состава насе­ления, наличие и использование трудового потенциала;
  • результаты производственно-финансовой деятельности предприятий;
  • результаты производства сельскохозяй­ственной продукции и использования земель­ных участков в целом и по отраслям;
  • инвестиционные процессы в различных от­раслях экономики; характеристика развития связи;
  • описание социальной инфраструктуры;
  • плановые показатели бюджета города (района) и результаты его исполнения;
  • уровень жизни населения.

Большой массив информации представлен в виде справочно-аналитических материалов, содержащих комплексное описание территори­альной организации хозяйства и расселения, со­циально-экономические проблемы территориаль­ного развития, экономико-географического поло­жения и природных условий, основных межотрас­левых комплексов, рыночной инфраструктуры, транспортно-географического положения и ос­новных коммуникаций, историко-культурных до­стопримечательностей.

Подводя итог, можно сказать, что в соста­ве областной информационно-аналитической си­стемы, благодаря методическому и организаци­онному содействию руководства и специалистов ГУЭ, создана полномасштабная база данных, интегрирующая на основе новейших информаци­онных технологий аналитическую информацию о социально-экономическом развитии территорий Пермской области из различных источников. Это создает основу для разработки новых стратеги­ческих технологий государственного управления территориальным развитием региона. К после­дним можно отнести разрабатываемую методологию иерархического территориального анали­за экономической системы региона, направлен­ную на научно-методическое обоснование стра­тегии социально-экономического развития реги­она РФ на среднесрочный период. Для этого пред­лагается разработка комплекса моделей, ориен­тированных на применение исполнительными органами государственной власти.

Основными положениями разрабатываемо­го подхода являются:

— в качестве микросистемы иерархического описания экономики региона рассматрива­ется отрасль (подотрасль) экономики;

— возможность описания влияния изменения макроэкономических и институциональных условий, а также управляющих воздействий региональных органов исполнительной вла­сти в территориальном разрезе;

— матричный подход, позволяющий использо­вать различные методы моделирования, включая эконометрическое моделирование, теоретико-аналитическое моделирование, экспертная оценка и описание закономерно­стей, что обеспечивает получение как ка­чественных, так и количественных оценок по вопросам исследования;

— матричная структура моделей обеспечивает возможность развития используемого ма­тематического аппарата с целью наращива­ния прикладных возможностей разрабаты­ваемого комплекса моделей.

Взаимосвязь элементов модели иерархичес­кого территориального анализа экономической системы региона в общем случае можно пред­ставить так:

где хьпт (t) - микропоказатель хозяйствен­ной деятельности отрасли экономики в момент времени t, находящийся в зависимости от k-го макропоказателя Х и управляющего воздействия, изменяющего показатель с экономических усло­вий Y. При этом рассматриваются i-ый вариант макроэкономических условий j-ый вариант ре­гиональной политики.

В настоящем исследовании, исходя из при­кладных целей, введем некоторые упрощения и ограничения в выражение (1), что позволит из­бежать излишнего загромождения модели. Для достижения одной из значимых целей програм­мы - повышения устойчивости и снижения асим­метричности развития территориальных структур региона - на первом этапе проводится ана­лиз существующих диспропорций в развитии тер­риторий и причин их появления. Наиболее суще­ственные закономерности территориального раз­вития, формирующие возрастающую дифферен­циацию регионов России, заключаются в следу­ющем. Прослеживается взаимосвязь уровня со­циально-экономического развития региона со спе­циализацией региона в межрегиональном и меж­дународном разделении труда [1]. Диспропорции, асимметричность в уровне развития регионов России в течение последнего десятилетия воз­растают, что свидетельствует о разной степени влияния институциональных и макроэкономичес­ких факторов на функционирование отдельных отраслей экономики. Следовательно, для выяв­ления наиболее существенных причин диспропор­ций территориального развития необходимо по­строить модель совмещенного функционирова­ния макро- и микроэкономических процессов в пространственно-временных координатах.

Примем, что экономические условия терри­ториальных структур остаются неизменными, тогда выражение (1) будет иметь следующий вид:

Макроэкономическая среда может быть представлена как совокупность основных мак­роэкономических показателей, имеющих опреде­ленное значение в конкретный момент времени с учетом возможных вариантов развития миро­вой конъюнктуры и мер макроэкономического регулирования:

где X - макроэкономическая среда;

 - макроэкономические показатели в момент времени t;

k - индекс макроэкономического показате­ля;

i - вариант макроэкономических условий.

С целью обеспечения единого методологи­ческого подхода предлагается реализовать вза­имодействие с комплексом моделей среднесроч­ного прогнозирования социально-экономического развития региона РФ, разработанным в рамках областной информационно-аналитической систе­мы. В рамках данного комплекса происходит расчет функционирования экономики региона под воздействием изменяющихся макроэкономических параметров. Причем может быть рассчита­но несколько вариантов при различных значени­ях макроэкономических параметров. Целесооб­разно использовать в разрабатываемой модели аналогичный перечень макропоказателей, что обеспечит возможность проведения расчетов и обработки результатов в нескольких аспектах: при рассмотрении региона как единого структуриро­ванного объекта и при иерархическом террито­риальном представлении экономической систе­мы региона.

Результаты деятельности микроэкономичес­ких элементов - отраслей (подотраслей) эконо­мической системы региона - характеризуются через систему микропоказателей:

где х - микроэкономическая система;

xbnm(t) - микроэкономические показатели в определённый момент времени t;

b - индекс отрасли в территориально-от­раслевом ряду;

п -индекс показателя, отражающий резуль­таты деятельности отрасли;

т - индекс территориальной структуры, относительно которой рассматриваются микро­экономические показатели.

Представляется целесообразным ограни­чить круг рассматриваемых микроэкономичес­ких показателей теми, которые отражают, преж­де всего, основные экономические результаты функционирования отраслей экономики, и исклю­чить показатели, где существенное значение могут играть субъективные факторы, например показатели финансовой дисциплины.

Микроэкономические показатели связаны между собой корреляционными зависимостями:

где l - совокупность корреляционных зави­симостей;

lbnm(t) - корреляционная зависимость n-го показателя с другими показателями в момент времени t.

Прежде чем продолжить описание алгорит­ма на основе модели иерархического территори­ального анализа экономической системы регио­на, остановимся на некоторых аспектах теоре­тического обоснования территориального анали­за экономики региона. В традиционном понимании регион представляет собой подсистему со­циально-экономического комплекса страны, от­носительно самостоятельную его часть с закон­ченным циклом воспроизводства и специфичес­кими особенностями социально-экономических процессов. Экономика региона обладает многи­ми чертами системы, но при этом проблемы ре­гиона не являются унифицированным зеркальным отражением проблем общей системы. Отсюда возникает необходимость исследования законо­мерностей региональных воспроизводственных процессов и управления ими. Региональный рынок представляет собой территориальную организацию сферы обращения, где происходит согласование интересов произ­водителей и потребителей. При этом региональ­ный рынок рассматривается с позиций процесса воспроизводства - переплетения многочислен­ных взаимодействий субъектов региональной экономики, выступающих производителями и по­требителями различных видов товаров и услуг. Региональный рынок имеет открытый характер и развитые экономические связи с другими ре­гионами страны и мира. А.С. Новоселов, напри­мер, в работе [2] предлагает рассматривать си­стему региональных рынков в следующем соста­ве: потребительский рынок, рынок средств про­изводства, финансовый рынок, рынок недвижи­мости, рынок труда, рынок информации. Входя­щие в систему региональные рынки различного типа функционально связаны взаимодействием субъектов рыночных отношений и элементов производительных сил, воспроизводство которых происходит под влиянием региональных факто­ров и предпосылок.

Для исследования ключевых информацион­но-логических зависимостей матричной модели необходим дополнительный предмодельный ана­лиз, включая проведение экономической диагно­стики процессов развития региональных рынков, анализ конъюнктуры региональных рынков, эконометрическое моделирование. Экономическая диагностика процессов развития региональных рынков в территориальном аспекте включает следующие элементы:

— экономическую диагностику формирования региональных рынков и их функционирова­ния, в том числе оценку взаимосвязей меж­ду различными субъектами рынка, а также определение тенденций развития рыночных отношений и их возможных трансформаций под воздействием макроэкономических и институциональных процессов;

— экономическую диагностику и оценку влия­ния социально-экономических пропорций ре­гионального воспроизводства на развитие рыночных отношений, внутрирегиональных, межрегиональных и международных связей, характер территориальной организации ре­гиональных рынков различного типа; 

— экономическую диагностику размещения производства и потребления и выявление на той основе диспропорций как в структуре производства и его размещения, так и в структуре потребления.

Методологическую основу экономической диагностики составляют принципы системного и динамического подходов, учета региональной специфики, научно-технического прогресса и структурных сдвигов. Комплексная экономичес­кая диагностика процессов развития региональ­ных рынков предполагает выявление круга мик­росистем, действующих на данных рынках, ана­лиз основных факторов, влияющих на показате­ли деятельности отраслей (подотраслей) эконо­мики региона, определение территориальных гра­ниц сфер влияния рынков, изучение межрегио­нальных связей, оценку уровня развития инфра­структуры, форм и методов государственного регулирования на региональных рынках.

Конъюнктура региональных рынков пред­ставляет собой совокупность факторов и усло­вий, определяющих развитие экономики региона или какой-либо ее сферы. В этой связи различа­ют общерегиональную конъюнктуру и конъюнк­туру региональных рынков. Последняя развива­ется не изолированно - она тесно связана с конъ­юнктурой общероссийской и мировой.

Состояние конъюнктуры региональных рын­ков может быть оценено с помощью следующих групп показателей:

— сферы производства (объем и динамика про­изводства, размер инвестиций, уровень за­нятости, размеры фонда оплаты труда, по­казатели эффективности деятельности и др.);

— внутрирегиональной торговли (данные об оптовой и розничной торговле, платежеспособный спрос, соотношение спроса и пред­ложения на рынке, динамика оптовых и розничных цен, показатели развития торговой инфраструктуры, динамика и структура то­варных запасов и др.);

— межрегиональных и внешнеэкономических связей (объемы, динамика, структура и гео­графическое распределение межрегиональных связей, объёмы экспорта и импорта, объемы грузовых перевозок);

— показатели конкурентной среды региональ­ных рынков (численность и распределение хозяйствующих субъектов, показатели кон­центрации и монополизации, уровень верти­кальной интегрированности фирм, наличие барьеров для входа на рынки);

— кредитно-денежного обращения (размеры и структура банковских кредитов и депозитов, объем, структура и динамика денежных до­ходов и расходов населения, объем и дина­мика курсов акций).

Таким образом, по результатам экономичес­кой диагностики и анализа экономической конъ­юнктуры предполагается получение следующих результатов для использования в ходе иерархи­ческого территориального анализа и моделиро­вания экономической системы региона:

1) исчерпывающее описание территориальных структур по следующим направлениям: про­изводственный и природно-ресурсный потен­циал, экономическая инфраструктура, интен­сивность межрегиональных связей, предпо­сылки и условия развития экономической системы, отраслевая структура хозяйства;

2) характеристика институциональной структу­ры хозяйства, включая масштабы концент­рации, комбинирования и специализации про­изводства и сбыта, организационные формы государственного регулирования экономики на региональном уровне;

3) описание системы региональных рынков и ее структуры, характеристика реализуемых товаров, факторов, влияющих на функцио­нирование и развитие региональных рынков;

4) анализ соотношения спроса и предложения на региональных рынках с учетом степени использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, накопления товарных запасов и финансовых ресурсов, состояния производственных фондов, соотношения цен на конкурирующие товары.

Полученные результаты позволят сформу­лировать гипотезы:

  • о характере влияния изменения макроэконо­мических условий, в разрезе факторов, на развитие региональных рынков в разрезе основных отраслей экономики региона; 
  • о характере влияния экономического потен­циала и рыночной инфраструктуры на раз­витие региональных рынков в разрезе основ­ных отраслей экономики региона;
  • о характере взаимосвязей между региональ­ными рынками различного типа в разрезе микропоказателей; 
  • о факторном влиянии на издержки производ­ства и сбыта продукции в разрезе отраслей экономики региона.

Также на основании предмодельного анализа будут подготовлены предварительные предложе­ния о системе приоритетных направлений разви­тия области с учетом рыночных потребностей и специфики проблем, стоящих перед каждой от­раслью и территорией. Эти предложения будут уточнены и при необходимости скорректирова­ны на основе методологии иерархического тер­риториального анализа экономической системы региона. Необходимым этапом исследования является также типологизация территориальных структур, так как экономическая диагностика рыночных процессов и в дальнейшем моделиро­вание должны учитывать особенности регионов различного типа [3].

Предварительно проведенный анализ инсти­туциональной структуры системы региональных рынков позволил определить хозяйствующие субъекты, инфраструктурные элементы, каналы товародвижения и совокупность экономических связей. Если рассматривать региональный вос­производственный процесс как результат взаи­модействия саморегулирующегося механизма региональных отношений и регулирующего вме­шательства региональных администраций, то относительно Пермской области справедливы следующие наблюдения:

— в составе региональной экономической сис­темы существуют такие микросистемы, ко­торые представляют отрасли (подотрасли) специализации территориальных структур региона и участвуют в межрегиональном и международном разделении труда. При этом их взаимодействие с другими хозяйствую­щими субъектами региона и региональны­ми органами управления носят односторон­ний характер, предопределяемый их моно­польным положением;

— основные процессы формирования рынков, в которых функционируют вышеописанные микросистемы, находятся в зависимости от количественных и качественных характери­стик внешнего по отношению к региону эко­номического пространства. Эффективность функционирования рассматриваемых микро­ систем не зависит от ёмкости и структуры потребления внутри региона и ассортимента.

Несмотря на существование значительных внутрирегиональных различий, влияющих на фор­мы проявления закономерностей развития рын­ка и процессы межрегиональных взаимодействий, предполагаем, что характер реакции микросис­тем, относящихся к отраслям специализации, является типичным. Это позволяет говорить о перерастании количественных изменений пове­дения на микроуровне в качественные, о прояв­лении общеэкономических тенденций. В резуль­тате возникает задача определения качествен­ных и количественных параметров корреляции макро- и микропроцессов. Институциональный анализ позволит выдвинуть гипотезы об уровне макроэкономических тенденций - общероссийс­ком или мировом, - с которым необходимо проводить сравнение.

В результате статистического анализа мо­жет быть получен отрицательный результат, оп­ровергающий предположение о типичном харак­тере закономерностей взаимосвязей макро- и микропроцессов на рынке отраслей специализа­ции территориальных структур. В этом случае с наибольшей долей вероятности можно говорить о наличии внешнего вмешательства в рыночные процессы, что может быть связано, например, с деятельностью вертикально-интегрированных структур или государственным управляющим воздействием.

Финансовый рынок, рынок недвижимости, информационный рынок предлагается рассмат­ривать в составе региональных экономических условий, так как развитие этих рынков связано с институциональным развитием современного российского общества и управляющими воздей­ствиями государственной власти. Таким образом, исследовать влияние макроэкономических про­цессов на развитие вышеперечисленных рынков методами мезоанализа нецелесообразно.

С целью описания взаимосвязей между мик­росистемами, относящимися к рынкам различ­ного типа, выдвигается гипотеза о наличии кор­реляционных зависимостей между микропоказа­телями рынков смежных отраслей и обслужива­ющих отраслей с микропоказателями рынка от­раслей специализации.

Развитие потребительского рынка опреде­ляется движением и накоплением денежных средств в секторе домашних хозяйств, при этом имеют значение и потребительские предпочте­ния населения, выраженные в денежной форме. Существенное значение для формирования ситу­ации на потребительском рынке имеет государ­ственная макроэкономическая политика и коле­бания мировой конъюнктуры, прежде всего, че­рез инфляционные процессы и колебания курса валют. Таким образом, для описания функциони­рования отраслей регионального потребительс­кого рынка следует руководствоваться принци­пами мезоанализа, исследовать функциональную иерархию систем, их содержательные и логичес­кие связи.

Решение задачи исследования влияния мак­роэкономических процессов на территориальное развитие экономической системы региона пред­лагается в виде матричных моделей территори­ально-отраслевых рядов и мезоанализа.

Матрица территориально-отраслевых рядов описывает каждую территориальную структуру в аспекте развития региональных рынков: рынка отраслей специализации территориальных струк­тур, рынка смежных отраслей, потребительско­го рынка, рынка обслуживающих отраслей. По вертикали матрицы расположены территориаль­ные структуры, выбранные для анализа, по гори­зонтали - микропоказатели, характеризующие развитие региональных рынков в разрезе отрас­лей (подотраслей) экономики региона. Причем одна и та же отрасль (подотрасль) экономики может быть отнесена в различных территориаль­ных структурах к различным типам региональ­ных рынков. Матричный подход позволит в слу­чае необходимости, например при образовании управленческих округов, без проведения допол­нительного институционального и экономическо­го анализа перейти к новой структуре модели территориально-отраслевых рядов. Кроме выше­описанных разрезов - территориальные структу­ры, микропоказатели, отрасли (подотрасли) эко­номики, виды региональных рынков - матрица также имеет временной разрез.

Матрица мезоанализа описывает зависимо­сти, связывающие макропоказатели с микропо­казателями, а для некоторых региональных рын­ков корреляционные зависимости между микро­показателями взаимосвязанных рынков. По вер­тикали матрицы располагаются макроперемен­ные, а то горизонтали - микропоказатели, харак­теризующие развитие региональных рынков в разрезе отраслей (подотраслей) экономики реги­она.

При выполнении данного этапа исследова­ния ожидаются следующие результаты:

  • структурный и динамический анализ развития отраслей экономики в территориальном разрезе; 
  • определение соответствия (несоответствия) тенденций в развитии основных отраслей экономики, участвующих в межрегиональ­ной и международной конкуренции (отрасли специализации), общероссийским и мировым отраслевым тенденциям; 
  • классификация отраслей и территорий по признакам устойчивости к колебаниям эко­номической конъюнктуры;
  • анализ влияния макроэкономических факто­ров на развитие территорий различного типа.

При согласовании вышеперечисленных ре­зультатов с выводами дополнительно проведен­ного в рамках разработки программы социаль­но-экономического развития региона отраслево­го анализа экономики определяются приоритетныеотрасли, которые должны развиваться опе­режающими темпами.

Для выработки системы конкретных мероп­риятий по государственной поддержке отдельных отраслей и территорий, разработки механизмов согласования действий органов государственной власти с органами местного самоуправления на втором этапе исследования предлагается прове­сти выбор оптимального варианта управляющих воздействий регионального уровня государствен­ной власти.

Управляющее воздействие регионального уровня государственной власти представляет собой совокупность показателей, описывающих пространственно распределенные экономические условия, оказывающих влияние на размещение производительных сил, на уровень издержек про­изводителя, на наличие эффектов, обеспечиваю­щих экономию ресурсов и др.:

 

где Y - система региональных управляющих воздействий;

Yjcm(t)  - значения показателей, характеризу­ющих изменение экономических условий в мо­мент времени t;

j - вариант региональной политики;

с - индекс показателя, характеризующего экономические условия;

т - индекс территориальной структуры, от­носительно которой рассматриваются изменения экономических условий. При этом региональный уровень, в свою очередь, включает несколько аспектов описания экономического потенциала территориальных структур. Во-первых, необходимо рассмотреть ресурсные ограничения на деятельность отрас­лей экономики в пространственно-временных ко­ординатах. Во-вторых, проанализировать эконо­мические условия, обеспечивающие снижение издержек производителя в разрезе основных от­раслей экономики. Управляющее воздействие регионального уровня государственной власти может быть представлено с помощью формали­зованного описания изменений в экономических условиях, происходящих в результате политики бюджетных расходов и инвестиционной полити­ки. Может быть также рассмотрена консолиди­рованная региональная политика. С этой целью анализируется эффективность деятельности от­раслей экономики, прежде всего - приоритетных, в пространственном аспекте при различных управляющих воздействиях, изменяющих экономи­ческие условия в регионе. При этом макроэконо­мические условия остаются неизменными:

Решение данной задачи предлагается про­водить с помощью матрицы ресурсных ограни­чений и матрицы условий, формирующих издер­жки производителя, устанавливающих цепочки взаимосвязей между территориально-отраслевы­ми рядами и показателями, характеризующими ресурсное обеспечение и экономические эффек­ты, обеспечивающие снижение издержек произ­водства. Описание структуры матриц, порядка их формирования и алгоритма работы с ними является предметом дальнейших исследований. При выполнении второго этапа исследования могут быть получены следующие выводы отно­сительно каждой территориальной структуры:

— существуют ли в данной территории ограничения, если да, то какие именно, для разви­тия приоритетных отраслей;

— достижение какого экономического эф­фекта обеспечивает то или иное управленческое воздействие.

В целом проведенный иерархический тер­риториальный анализ экономической системы региона позволит провести обоснование приори­тетных территорий для развития экономики субъекта РФ, мероприятий по реализации наме­ченных приоритетов с учётом состояния инфра­структуры и ресурсной базы территорий, выде­ления особых объектов регионального управле­ния на основе анализа условий и закономерностей территориального развития, специфики воз­действия макроэкономических факторов.



Список литературы
1. Калюжнова Н.Я., Калашникова Т.В. Спе­циализация, отраслевая структура и конкурентные позиции российских регионов // Конкурентос­пособность регионов: теоретико-прикладные аспекты / под ред. д.э.н., проф. Ю.К. Перского, к.э.н., доц. Н.Я. Калюжновой. – М.: ТЕИС, 2003. -С. 84-125.

2. Новоселов А.С. Теория региональных рынков: учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс; Но­восибирск: Сибирское соглашение, 2002. - 448 с.

3. Аношкина Е.Л. Современные условия и закономерности развития старопромышленной территории // Приложение к журналу «Межреги­ональная группа ученых - институт проблем но­вой экономики»: сборник научных статей межре­гиональной конференции-семинара «Неоэкономи­ка и стратегии развития российских регионов» (г. Киров, 01-02 апреля 2004 г.). - Киров: ВСЭИ, 2004.
-С. 119-125.

Е. Л. Аношкина, А. О. Селянин, К. Л. Косвинцев
Компания «Прогноз»
г. Москва, ул. 2-я Брестская, 8
Тел./факс (095) 995-80-76
г. Пермь, ул. Дзержинского, 12a
Тел./факс (3422) 36-08-22
prognoz@prognoz.ru
www.prognoz.ru

«Межрегиональная группа ученых – институт проблем новой экономики», №1 (5), 2005.


«Межрегиональная группа ученых – институт проблем новой экономики», №1, 2005