СППР: инструмент эффективного государственного управления

20 марта 2005 года

Современное государственное управление невозможно без использования информационных технологий, опирающихся на методы математического моделирования и прогнозирования ситуаций. Речь идет о системах поддержки принятия решений (СППР), которые уже стали важным инструментом для многих органов власти — как на федеральном, так и на региональном уровне. На протяжении 14 лет подобные системы разрабатывает пермская компания «Прогноз».

Системы поддержки принятия решений компании «Прогноз» в сфере государственного управления можно разбить на две группы. Это комплексы СППР для региональных органов власти и федеральных структур. Ключевыми характеристиками этих систем являются применение комплексов динамических моделей и возможность вариантного прогнозирования.

Важной особенностью СППР, разрабатываемых компанией, является высокий уровень научного обеспечения комплексов. Тесное сотрудничество с ведущими математиками страны в области функционально-дифференциальных уравнений во главе с профессорами Н.В. Азбелевым и В.П. Максимовым позволяет реализовывать модельные комплексы с применением самых современных достижений в этой области. В частности, решение задач целевого прогнозирования выполняется на основе технологии решения специализированных краевых задач, что существенно повышает адекватность моделей и оценку достижимости целей при заданных ограничениях.

Как правило, специалистами компании в рамках проекта создается хранилище данных, обеспечивающее интеграцию информационных ресурсов и единое пространство показателей. Разрабатываются модели процессов развития территорий, отраслей и предприятий. Формируется ситуационный центр ведомства, позволяющий просчитывать результаты принимаемых решений (многовариантный ситуационный анализ, дающий обоснованные ответы на вопрос «Что будет, если..?»). Кроме этого, в нем заложена возможность оценивать ресурсы, необходимые для достижения целей (в постановке «Что нужно, чтобы..?»).

Комплекс СППР регионального уровня обеспечивает поддержку принятия и выработки решений органами государственной власти в вопросах формирования, контроля и реализации социально-экономической и финансово-бюджетной политики управления регионом. В числе задач комплекса — мониторинг экономических, бюджетных, социальных процессов территории (исполнение бюджета, работа предприятий, жизнь и здоровье населения, уплата налогов и экологическое состояние среды). Блок аналитических задач позволяет сравнить социально-экономические характеристики региона с соседями по федеральному округу или любым другим субъектом РФ, выявить сильные и слабые стороны развития хозяйственного комплекса, оценить основные тенденции развития. Модельная подсистема реализует многовариантные прогнозные расчеты социально-экономического развития региона сценарного и целевого типа.

Один из интересных проектов компании «Прогноз» федерального уровня — созданная для Счетной палаты Российской Федерации информационно-аналитическая система. Она обеспечивает аудиторов необходимыми средствами контроля исполнения федерального бюджета и экспертизы финансово-бюджетных процессов страны. Для систематизации процессов сбора, первичной обработки и контроля данных, поступающих от различных субъектов бюджетного процесса, разработано централизованное хранилище данных. Задачи текущего и последующего контроля обеспечивает «Прикладной программный комплекс аналитических и сводных отчетов по результатам ревизии федерального бюджета». Комплекс реализует методы структурного и динамического анализа исполнения федерального бюджета в разрезе бюджетной классификации. При этом появляется возможность детализации анализа до отдельных платежных документов. Специализированный комплекс обеспечивает руководство ведомства интегрированной информацией.

На сегодняшний день пользователями разработанных компанией прогнозно-аналитических систем являются Администрация Президента и Правительство Российской Федерации, Минэкономразвития, Минфин России, Минприроды, Минпромэнерго, Банк России и Счетная палата Российской Федерации, Федеральная налоговая и тарифная служба, администрации Чувашии, Якутии, Башкортостана, Пермской и Нижегородской областей. Компания приглашает к сотрудничеству заинтересованные ведомства и госструктуры.

«Эксперт Урал», №33 (203), 2005.


«Эксперт Урал», №33, 2005