«Прогноз» для участников ССВ. Автоматизация расчета показателей финансовой устойчивости банка

26 сентября 2005 года

Станислав ЛАЗУКОВ

Ведущий специалист Направления решений для банковских структур
компании «Прогноз»

К банкам - участникам системы страхования вкладов (ССВ) как финансовым институтам, осуществляющим привлечение депозитов населения, предъявляются жесткие требования по обеспечению экономической стабильности и финансовой устойчивости. Эти требования приведены в основных положениях Указания №1379-У, включающего методику определения показателей финансовой устойчивости банка. Несоответствие значений показателей банка определенным границам является основанием для исключения банка из системы страхования в случаях, установленных законом.

Для того чтобы сохранить за собой право осуществлять операции с вкладами граждан, банк обязан соблюдать требования Банка России к финансовой устойчивости. Территориальные учреждения и центральный аппарат Банка России ежемесячно рассчитывают показатели финансовой устойчивости банков - участников системы страхования, и в случае постоянного (на протяжении четырех месяцев) нарушения установленных требований банк признается несоответствующим требованиям к участию в ССВ. В этих условиях актуальным становится мониторинг соответствия критериям допуска в ССВ внутри самого банка, предупреждающий тем самым вмешательство регулятора в деятельность кредитной организации. Подобный мониторинг может быть организован несколькими способами.

  • Ручной расчет показателей финансовой устойчивости средствами стандартного пакета приложений MS OFFICE (например, Excel).
  • Автоматизация расчета силами ИТ-подразделения банка;
  • Приобретение готового программного продукта для расчета показателей у профессионального разработчика программного обеспечения.

У каждого из перечисленных вариантов есть и преимущества, и недостатки. Однако, можно выделить несколько общих проблем, в том числе:

  • Определенная степень сложности алгоритмов расчета, требующая от специалиста по расчету достаточных знаний в области финансового учета и статистики;
  • Частые модификации алгоритмов расчета, связанные как с изменениями в составе обязательной отчетности, так и с выходом новых вариантов формул, публикуемых Банком России, что требует поддержки версионности алгоритмов;
  • Большой объем исходных данных, необходимых для расчета показателей – для расчета показателей на одну отчетную дату требуются ежемесячные данные по одиннадцати формам отчетности, по некоторым формам данные необходимы за период свыше одного года.

В свете этого можно проанализировать основные достоинства и недостатки упомянутых подходов к расчету показателей.

Первые два подхода, а именно ручной расчет показателей или самостоятельная автоматизация расчета связаны со значительными трудозатратами и отвлечением сотрудников от основного рабочего процесса. К тому же существует риск того, что квалификации специалистов окажется недостаточно для полноценной реализации алгоритмов расчета, или реализованные таким образом алгоритмы будут ошибочны и дадут неверные результаты.

Другой недостаток этих решений заключается в том, что в условиях высокой текучести кадров уход специалиста, ответственного за расчеты, может привести к потере значительного объема знаний. Тем не менее, в качестве основного преимущества можно отметить невысокие материальные затраты на внедрение и сопровождение.

Приобретение готового продукта при прочих равных условиях оказывается эффективнее и позволяет получить более точный результат за счет решения перечисленных выше проблем. Первоначальная стоимость такого варианта может быть выше, но в конечном итоге полная цена владения, включающая затраты на сопровождение, оказывается существенно ниже.

Анализ от «Прогноза»

Для того чтобы обеспечить специалистов коммерческих банков эффективным инструментом мониторинга финансовой устойчивости в рамках системы страхования вкладов, компания «Прогноз» разработала Систему анализа показателей финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов («Прогноз.ССВ»).

В основе системы – программное обеспечение, разработанное компанией для центрального аппарата и территориальных учреждений Банка России, что обеспечивает идентичность алгоритмов и результатов расчета.

Технологический процесс работы пользователя с системой сводится к простой последовательности действий:

    • Выбор даты расчета и проверка наличия исходных данных для расчета. По результатам проверки формируется таблица, позволяющая отследить наличие необходимых данных и в случае их отсутствия вызвать диалог загрузки (см. рисунок).

      Окно интерфейса Системы
    • Загрузка недостающих данных из файлов соответствующих форматов или ручная корректировка. Источниками данных выступают формы обязательной отчетности, предоставляемые банками в территориальные учреждения Банка России в формате файлов, генерируемых программными комплексами KLIKO, ПТК ПСД. Выбранные файлы автоматически проверяются на соответствие шаблонам загрузки, после чего данные загружаются в систему и формируется протокол загрузки. Загрузка форм отчетности на одну отчетную дату занимает 5-10 минут. Существует возможность ручного ввода и корректировки данных для проведения вариантных расчетов.
    • Ввод показателей оценки качества управления. Ввод анкетных данных, необходимых для оценки показателей прозрачности структуры собственности банка, организации системы управления рисками и службы внутреннего контроля.
    • Расчет показателей финансовой устойчивости на заданную дату производится в соответствии с алгоритмами, применяемыми Банком России. По результатам расчета формируется полный протокол расчета с указанием возможных возникших затруднений.
    • Просмотр и печать отчетных форм по результатам расчета показателей. Отчеты содержат результаты аналитической обработки исходной информации и предоставляют пользователю информацию о соответствии критериям допуска банка в систему страхования вкладов. Отчет по результатам расчета показателей финансовой устойчивости предоставляет возможность проследить, на основе каких исходных составляющих рассчитывался тот или иной показатель. Механизм формирования отчетных форм поддерживает экспорт в файлы форматов Word, Excel, Pdf, Html и непосредственно вывод на печать.

Многомерное хранилище данных системы функционирует на основе MSSQL 2000 Server Desktop Engine, который поставляется в составе «Прогноз. ССВ». Поставка включает в себя полный комплект пользовательской документации. Установка и настройка системы производится специалистом ИТ-подразделения самостоятельно в короткие сроки. Возможно использование системы как в качестве настольного приложения пользователя, так и в многопользовательском режиме, при котором роль сервера может выполнять одно из рабочих мест.

На основе полученной в результате расчета информации специалисты банка могут сделать однозначный вывод о соответствии финансовых показателей банка критериям допуска в ССВ. Использование системы «Прогноз. ССВ» в конечном итоге позволяет существенно снизить трудозатраты и ускорить процесс получения информации, необходимой для принятия качественных управленческих решений.

«Банковское дело в Москве», №12 (132), 2005.


«Банковское дело в Москве», №12, 2005