По «Прогнозу» ясно

15 марта 2006 года

Наталья ЛАЗАРЕВА

 

Пермской компании «Прогноз» исполняется 15 лет. Возраст солидный, особенно если учесть, что компания занимается одним из самых непростых (но и перспективных) видов ИТ-бизнеса на нашем рынке — разработкой прикладных информационно-аналитических систем и систем поддержки принятия решений в различных сферах экономики, финансов, производства.

Как же удалось компании в начале 90-х точно выбрать свою нишу, а потом преодолеть все препятствия на ухабистой дороге отечественного бизнеса? Ведь большинство фирм в то время начинали с поставок «желтой» техники, со сборки «на коленке», с разработок несложного ПО, решающего насущные задачи. Как региональная компания смогла добиться серьезных успехов на федеральном, а сейчас и на международном уровне? Генеральный директор компании доктор физико-математических наук, профессор Дмитрий Андрианов вполне резонно считает, что его компания занимается необычным бизнесом и накопила «не совсем традиционный» опыт. «Прогноз» использует свою собственную программную платформу, созданную на основе отечественных научных разработок. Андрианов подчеркивает: «Хотелось бы показать, что интеграция технологий и науки в российской компании — не просто слова, а реальность, и это может привести к коммерческому успеху. Мне кажется, нам есть, чем гордиться, ведь мы сумели реализовать свою собственную технологию».

* * *
Компания «Прогноз» была создана на базе научного коллектива, работавшего на кафедре экономической кибернетики Пермского государственного университета (ПГУ). Его руководителем и был теперешний генеральный директор компании. Дмитрий Леонидович рассказывает: «В 1991 г. наш коллектив превратился в коммерческую фирму «Прогноз», потому что время такое наступило: мы попытались реализовать свои научные наработки». Если быть точным, то в 1987 г. в ПГУ образовался сектор прогнозирования социально-экономических процессов на базе Института экономики РАН и кафедры экономической кибернетики, и именно этот сектор преобразовали в «Прогноз».

Специалисты компании полагают, что научное направление, которым они занимались еще до начала 90-х годов, возникло из «научной потребности в вариантном моделировании экономики». Действительно, еще в 70-е и даже в 60-е годы моделирование, прогнозирование и планирование были достаточно модными и, скажем так, находились под опекой государства. О них говорили и спорили, советские ученые и инженеры создавали первые программы для ЭВМ. Последнее вполне закономерно, так как плановая экономика в локальных пределах была заинтересована в некоторых — возможно приблизительных, возможно предопределенных из центра, но все же прогнозах.

В Пермском университете данное направление, кстати, получило весьма серьезное развитие, так как именно в этом городе развивалась научная школа — известная в математическом мире как школа функционально-дифференциальных уравнений, позволяющих решать задачи эффективного моделирования и целевого управления в экономике. Достижения школы и были применены при разработке базового программного продукта компании — Аналитического комплекса ПРОГНОЗ. В 1992 г. была выпущена первая версия комплекса — тогда ее вряд ли называли красивым современным термином «платформа» — в DOS, но с использованием собственной графической библиотеки. Тремя годами позже перешли на Windows. Сегодня ПРОГНОЗ 5 — это аналитический инструментарий, ориентированный на современные технологии, широко использующий возможности Интернета. Создатели комплекса говорят, что, когда начинали, не имели ни малейшей возможности ознакомиться с тем, что делается в данной области в мире, и добавляют: «До нас только слухи доходили...». Действительно, на мировом рынке в течение не одного десятка лет известно программное обеспечение класса business intelligence. Тем не менее можно предположить, что в 70-е годы, когда в ПГУ создавали первые программы по моделированию и прогнозированию, в США все это тоже только начиналось. Как ни странно, тогда многие исследования шли параллельно, не пересекаясь.

В 1994 г. компания «Прогноз» получила грант фонда Сороса на проведение научных исследований. Дмитрий Андрианов замечает, что это было связано с «приверженностью сотрудников к школе функционально-дифференциальных уравнений». Как бы то ни было, деньги им здорово помогли.

Естественно, в начале 90-х продвигать решения, которые разрабатывал «Прогноз», было весьма не просто. Из-за роста цен и гигантской инфляции федеральные и региональные ведомства и не вспоминали об аналитике. Перед всеми стояла куда более прозаическая задача выживания. Но, как рассказывает Дмитрий Андрианов, уже в середине 90-х годов решение компании начали использовать в федеральных органах власти. Первой крупной организацией, которая заинтересовалась разработками «Прогноза», стало Министерство экономики. С этого-то и началось укрепление бизнеса компании. Несколько позже начались работы в Банке России. Постепенно программными продуктами компании «Прогноз» заинтересовались региональные администрации. Сейчас решения компании используются в Министерстве финансов и Счетной палате, в Налоговой и Тарифной службах, Министерстве природных ресурсов, Агентстве по страхованию вкладов, Министерстве промышленности, в Газпроме, Сбербанке, Внешэкономбанке и Газпромбанке, а также в администрациях нескольких десятков регионов России. В последнее время все больше заказчиков задумываются о задачах прогнозирования и принятия решений. Им необходим инструмент для ответа на вопрос — как откликнется подведомственный объект на те или иные изменения: инвестиции, налоги, мировую конъюнктуру, организационные решения...

Дмитрий Андрианов говорит: «Использовать свое, отечественное ПО — в этом отнюдь не слабость, а сила». Честно говоря, услышав слово «свое», невольно задумываешься — что же это, собственно, такое в эпоху бизнеса «on demand»? Нечто от натурального хозяйства или продукт мирового уровня, приносящий создателям прибыль от продаж на международном рынке? Хочется верить, что последнее.

Действительно, сотрудники компании участвуют в международных выставках, представляют свои разработки различным компетентным организациям. Так, в апреле 2005 г. группа специалистов посетила ряд крупнейших американских компаний в США с целью «обмена опытом по моделированию и прогнозированию макроэкономических процессов и установлению деловых контактов». Как рассказали в пермской компании, используемые ими технологии оперативного анализа данных, а также средства имитационного и эконометрического моделирования получили высокую оценку ведущего специалиста в области эконометрики, нобелевского лауреата профессора Лоуренса Клейна. Кроме того, пермяки приняли участие в выставке CeBIT Asia 2005, которая проходила в Шанхае. Как говорит Андрианов, переговоры с представителями бизнеса из различных стран показали, что в технологиях и решениях компании «Прогноз» многие заинтересованы. Стало понятно, что имеет смысл искать контакты на международном рынке. В частности, он отмечает большой интерес к вопросам прогнозирования в Китае — и это объяснимо, ведь в этой стране, как и у нас, привыкли к стратегическому, долгосрочному планированию. Результатом переговоров и поездок стало открытие в начале 2006 г. представительств в Филадельфии и Пекине, обсуждается создание офисов еще в нескольких странах.

С точки зрения Дмитрия Андрианова, закалка и опыт, которые компания приобрела на российском рынке, очень помогают при работе в других странах. Так, одна из крупнейших американских компаний построила на основе решений «Прогноза» систему прогнозирования для анализа ориентации на разные рынки — в Юго-Восточной Азии, в Европе. Пермские специалисты выполняют проекты и для нескольких зарубежных консалтинговых компаний. Кроме того, за рубежом «Прогноз» ведет экспериментальные, а также маркетинговые работы. Во многих странах компания публикует результаты своих исследований, и всюду, по словам Андрианова, к ним проявляют немалый интерес.

Дмитрий Андрианов рассказывает: «За границей нас поначалу часто спрашивают — какая у вас платформа, чей инструмент? Но потом, видя результаты, успокаиваются. А китайцы абсолютно уверены, что мы будем надежно поддерживать наше программное обеспечение хоть 100 лет».

* * *
Как сообщил Дмитрий Андрианов, оборот компании в прошлом году превысил 500 млн. руб. (рост по сравнению с предыдущим годом — 48%). В 1991 г. в компании было 10 сотрудников, в 2003 г. — 134, а сегодня уже более 300. Для большей оперативности в работе компания «Прогноз» открыла представительство в Москве (расположено в прекрасном офисе в центре столицы), в котором сейчас работают 45 человек.

Средний возраст сотрудников компании — 27—28 лет. Почти весь руководящий состав — все те же люди из сектора прогнозирования социально-экономических процессов и, как говорит Дмитрий Андрианов, «мои воспитанники». Новые сотрудники — чаще всего выпускники ПГУ и других уральских вузов. Специалисты компании работают над кандидатскими и докторскими диссертациями, участвуют в научных семинарах, пишут статьи.

Словом, компания стабильно растет, развивается, и пока барометр показывает «ясно».

Платформа «от А до Я»

С точки зрения разработчиков, Аналитический комплекс ПРОГНОЗ является полнофункциональной программной платформой, обеспечивающей процесс разработки и функционирования информационно-аналитических систем и систем поддержки принятия решений «от А до Я». Помимо традиционных задач оперативного анализа данных и формирования отчетности комплекс ориентирован, прежде всего, на создание и ведение хранилищ данных, интеллектуальную обработку данных, на решение задач имитационного моделирования и вариантного прогнозирования. При этом возможно использование любых промышленных СУБД, включая Oracle, DB2, MS SQL. Инструментальные средства комплекса могут быть гибко доработаны с учетом потребностей заказчика, возможна интеграция с портальными решениями, в частности, с IBM WebSphere, Sun One, Microsoft SharePoint.

Компания «Прогноз» — партнер Oracle и Microsoft.

CRN/RE, № 18, 2006


CRN/RE, № 18, 2006