«ИТ в здравоохранении: что несут грядущие перемены»

28 июля 2009 года

(публикуется в сокращении)

Проблема повышения качества медицинского обслуживания российских граждан и роль ИТ в этом процессе с каждым годом становятся предметом все более оживленных дискуссий. События последнего времени, среди которых появление в июле 2008 года в Минздравсоцразвития РФ департамента информатизации, усиление внимания президента страны к внедрению ИКТ в здравоохранении и, наконец, создание межведомственной рабочей группы по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в сфере здравоохранения и социальной защиты населения во главе с министром здравоохранения и социального развития РФ Татьяной Голиковой позволяют надеяться на то, что российская медицина в обозримом будущем перейдет на новый технологический уровень. Перспективы такого перехода обсуждались на круглом столе «ИКТ в здравоохранении России», организованной CNews Conferences.

В настоящее время средние затраты на ИТ (внедрение, поддержка, модернизация) в московских клиниках составляют примерно 9,8% от общего бюджета. Эти средства расходуются на закупку расходных материалов, приобретение офисного ПО, оплату средств коммуникации. При этом менее чем в половине опрошенных медучреждений (46%) существует специальный отдел (или хотя бы сотрудник), отвечающий за ИТ, а в 27% ЛПУ (в основном государственных) обслуживание и поддержка ИС отданы на аутсорсинг.

Основными трудностями при внедрении медицинских информационных систем, по мнению компаний-поставщиков решений, являются отсутствие у ЛПУ технических специалистов, способных обеспечить сопровождение системы, нечеткое понимание целей внедрения руководством медучреждений, трудности со структуризацией бизнес-процессов у заказчика. Руководители медицинских учреждений считают основной целью внедрения информационных систем оптимизацию административно-хозяйственной и управленческой деятельности, т.е. сдачи отчетности, сокращение времени работы с документами, повышение оперативности принятия управленческих решений и т.п., но никак не повышение качества медицинского обслуживания.

Среди факторов, способных стимулировать процесс информатизации российского здравоохранения, называются государственная политика, необходимость оптимизации работы ЛПУ, наличие на рынке МИС, реально облегчающих работу медперсонала и т.д. Среди дестимулирующих факторов - недостаточное финансирование, непонимание руководителями ЛПУ целей внедрения МИС, низкий уровень их подготовки в области ИТ и пр.

Реально оценивая ИКТ-оснащенность российских медучреждений, представители коммерческого сектора, среди которых и крупные зарубежные вендоры, и российские разработчики, предлагают решения, способные уже сейчас сдвинуть ситуацию с мертвой точки, а также проекты, рассчитанные на коренное изменение ситуации в отечественном здравоохранении.

В сложившихся в Российской Федерации условиях наиболее перспективными являются варианты создания единой медицинской информационной системы по принципам «поискового указателя» или «медицинского репозитория». И в том, и в другом случае первичные данные пациентов хранятся в медицинских информационных системах, установленных в ЛПУ. В случае создания репозитория, в нем хранятся клинические данные, постоянно обновляемые из МИС лечебных учреждений. При использовании поискового указателя в центральном узле находится только регистр пациентов и ссылки на точки хранения клинической информации. И тот, и другой подход нашли широкое применение при построении единых информационных систем здравоохранения многих стран. Но, по мнению Николая Кречетова, «для России наиболее приемлемым является подход с построением репозитория медицинских данных, потому что он позволит не только представить единую электронную медицинскую карту врачу, но и реализовать сервисы, связанные с анализом данных, и сервисы для населения».

Уже сейчас, несмотря на имеющиеся сложности, существуют решения, с помощью которых руководители системы здравоохранения могут решать задачи мониторинга, анализа и прогнозирования важнейших направлений, таких как обеспечение населения лекарственными препаратами, оказание высокотехнологичной медицинской помощи, учет и подготовка медицинских кадров и т.д. «Для решения таких задач необходима комплексная платформа, которая позволяет интегрировать существующие на сегодняшний день информационные ресурсы, формировать на основе общего информационного фонда аналитические модули, модули моделирования и прогнозирования», - считает Алексей Юдин, руководитель направления систем социально-экономического развития компании «Прогноз». И, естественно, такие решения должны быть построены на основании современных web-технологий.

Очевидно, что прогресс в области информатизации здравоохранения может быть достигнут лишь в том случае, если все участники этого процесса смогут выработать единый подход к решению поставленных задач. С этой точки зрения, открытое трехстороннее обсуждение имеющихся проблем представителями медицинских учреждений, компаний-разработчиков и регулятора отрасли Минздравсоцразвития России способно стать одним из наиболее действенных способов определения целей и путей дальнейшего развития.

«Я предлагаю перейти от обсуждения к конкретным действиям», - заявил, отвечая на вопросы, поставленные в выступлениях предыдущих спикеров, Олег Симаков, директор Департамента информатизации Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. «Основной целью программы информатизации здравоохранения в России является обеспечение достоверности и качества медицинской и управленческой информации в области здравоохранения и ОМС за счет использования в качестве ее единственного источника первичных данных, собранных в электронном виде, - продолжил он. - Работу необходимо начинать с создания нормативных документов и нормативно-справочной информации, и Минздравсоцразвития России собирается подготовить проекты соответствующих документов и принять их в течение ближайшего времени».

По словам Олега Симакова, создание единой информационной системы персонифицированного учета будет реализовываться через системный проект. «Решения, которые должны разрабатываться в рамках системного проекта, мы будем обязательно обсуждать с экспертами, - заверил участников круглого стола Олег Симаков. - Ни одно технологическое решение мы не выпустим, пока не будут заслушаны их мнения. Надеюсь, в процессе обсуждения экспертных мнений мы сможем достичь истины».

Перейти к полному тексту статьи >>>


Интернет-портал CNews 28.07.09