«Как государству оценить возможные поступления доходов в бюджеты»

20 сентября 2009 года

В условиях мирового экономического кризиса существенно возрастает роль эффективного управления бюджетными средствами. Решение этой задачи возможно с использованием автоматизированных систем, способных собирать и анализировать большие массивы информации.

Одной из важнейших задач эффективного развития сектора государственного управления является повышение результативности и прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти, особенно в сфере управления общественными финансами. Государству необходимо максимально точно оценивать возможные поступления доходов в бюджеты разных уровней и иметь возможность просчитывать множество альтернативных сценариев расходования бюджетных средств, чтобы выбрать наиболее оптимальный вариант, наилучшим образом отвечающий потребностям сложившейся финансовой ситуации в стране и мире. Вместе с тем, резко возрастает актуальность задачи оценки бюджетных рисков, позволяющей оценить вероятностные параметры потерь государственного бюджета при наступлении неблагоприятных ситуаций.

Эффективное решение указанных задач практически невозможно без использования специализированных инструментальных средств, позволяющих не только собирать и консолидировать информацию, но и строить сложные эконометрические модели различных секторов экономики страны или региона, выполнять многовариантные расчеты показателей бюджетов разных уровней с учетом различных сценарных условий (прогнозы макроэкономических показателей развития России и регионов, конъюнктура на внутренних и внешних финансовых и товарных рынках, параметры бюджетной, налоговой, таможенной и социальной политик и другие факторы). Применение информационно-аналитических систем при решении задач управления общественными финансами на сегодняшний день является одним из наиболее востребованных и действенных направлений повышения качества бюджетного администрирования. Сегодня такие системы находят свое применение на всех уровнях государственного управления, в том числе и в регионах.

Управление финансами и планирование бюджета региона

Автоматизированная информационная система (АИС) управления общественными финансами региона служат для обеспечения руководства и специалистов органов государственной власти субъектов РФ средствами информационной, инструментальной и аналитической поддержки задач подготовки и принятия решений при управлении финансово-бюджетной политикой. Их внедрение позволяет организовать коллективную работу специалистов в рамках бюджетного процесса на основе единого информационного пространства, упорядочить и автоматизировать учетную и экспертно-аналитическую деятельность специалистов ведомств при управлении бюджетами соответствующих уровней, обеспечить контроль формирования и исполнения бюджетов, доступность информации о бюджетном процессе для населения и бизнеса, повысить качество принимаемых решений за счет использования современных инструментов сбора и анализа данных, моделирования и прогнозирования бюджетных показателей.

Типовая структура АИС для управления общественными финансами региона определяется основными задачами, с которыми сталкиваются госорганы при участии в бюджетном процессе: планирование и прогнозирование бюджета, исполнение бюджета, мониторинг и анализ исполнения бюджета, управление государственным долгом.

Применение АИС для решения задач планирования и прогнозирования бюджета позволяет упорядочить деятельность органов государственной власти на всех стадиях формирования проекта регионального бюджета, при этом вся исходная информация и результаты планирования и прогнозирования бюджета накапливаются в едином хранилище данных, что позволяет обеспечить согласованность и непротиворечивость бюджета.

Требования действующего законодательства четко регламентируют бюджетный процесс и, таким образом, непосредственно определяют основные направления применения АИС при планировании и прогнозировании бюджета: подготовка реестра расходных обязательств, формирование обоснований бюджетных ассигнований, прогнозирование доходов бюджета, планирование расходов бюджета, планирование источников финансирования дефицита бюджета, осуществление расчетов на этапе межбюджетного регулирования, подготовка бюджетной росписи.

Современные средства инструментальной поддержки управления общественными финансами предоставляют возможность перспективного финансового планирования на среднесрочную перспективу, расчета показателей бюджета в соответствии с различными алгоритмами и исходными данными, в том числе обеспечивают возможность применения инструментов бюджетирования, ориентированного на результат. Практика показывает, что использование современных инструментальных средств для планирования и прогнозирования бюджета существенно упрощает процедуры контроля выполнения регламента бюджетного планирования. Особенностью некоторых решений по управлению общественными финансами является наличие мощного современного инструментария моделирования и прогнозирования бюджетных показателей, что существенно повышает качество и обоснованность принимаемых решений при подготовке проекта бюджета. Такие системы предлагают пользователям широкий спектр математических методов и инструментов для построения сложных экономико-математических моделей бюджетных процессов и выполнения неограниченного числа многовариантных расчетов при различных сценарных условиях.

Вместе с тем, большой популярностью сегодня пользуются АИС управления общественными финансами, позволяющие решать задачи оценки и анализа бюджетных рисков, определять пороговые значения для ключевых факторов, влияющих на исполнение бюджета, а также вероятностные характеристики исполнения бюджета. В основе таких систем используется специализированный модельный аппарат, позволяющий решать не только задачи «Что будет, если?», но и задачи типа «Что необходимо для?». Подобные системы находят применение, в том числе, для выработки и оценки предложений по изменению налогового и бюджетного законодательства, определения параметров межбюджетных отношений.

Вместе с тем, не теряют своей актуальности вопросы учета расходования государственных средств. Автоматизация документооборота в финансовых органах – требование времени, обусловленное необходимостью перехода на казначейское исполнение бюджета, которое сопровождается лавинообразным ростом объемов информации и не может существовать без современной автоматизации. Основной целью создания АИС казначейства является обеспечение точного и своевременного исполнения регионального и местных бюджетов. При казначейском исполнении бюджета автоматизации подлежат расчетное обслуживание; процедуры финансового контроля, в т. ч. операционный контроль, при котором нецелевое расходование становится физически невозможным; управленческий учет.

В настоящее время сложилась ярко выраженная тенденция роста спроса на инструментальные средства, обеспечивающие поддержку решения задач мониторинга и анализа исполнения бюджета. Повышение интереса к таким средствам обусловлено рядом объективных факторов: число регионов, использующих автоматизированные системы казначейского исполнения бюджета, неуклонно растет, и задачи автоматизации учета исполнения бюджета во многих субъектах РФ уже решены; вместе с тем, существенно повышается актуальность информационно-аналитической поддержки подготовки и принятия решений при управлении бюджетами на всех уровнях власти. Принятие решений в условиях реформирования общественных финансов выдвигает новые требования к АИС: сегодня все больше востребованы системы, предоставляющие пользователям широкий набор средств аналитической обработки информации, в том числе с использованием OLAP-технологий, инструменты интеллектуального анализа и визуализации данных. Для этих целей используются специализированные АИС мониторинга и анализа исполнения бюджета, предназначенные для предоставления инструментальной и информационно-аналитической поддержки деятельности специалистов государственных ведомств при решении задач обеспечения доступа к показателям бюджетной системы, контроля и анализа исполнения бюджета, подготовки регламентированной и аналитической отчетности. Существенно повышает эффективность использования таких систем наличие интегрированных компонент, обеспечивающих автоматизированный сбор информации от участников бюджетного процесса и ее консолидацию в хранилище данных системы. Большую помощь в подготовке аналитических материалов оказывают те АИС, которые предоставляют пользователю инструменты комплексного анализа и представления информации в виде сводного документа – аналитической записки, объединяющей в себе текстовую информацию, данные в табличной форме, деловую графику и картографию, содержимое которой генерируется автоматически на основе заданных параметров, правил и информации хранилища данных. Примерами таких аналитических записок являются паспорт региона/муниципального образования, справка об исполнении бюджета и другие материалы, востребованные руководством региона.

Управление долговой политикой

Сегодня практически каждый регион имеет практику осуществления государственных заимствований. Именно в связи с этим остро стоят вопросы качественного и эффективного управления долговой политикой. На сегодняшний день лишь отдельные ИТ-компании могут предложить полноценный инструментарий по учету и управлению государственным долгом. Наиболее востребованной функцией при управлении государственным долгом является автоматизация учетных и расчетных задач. Среди них оформление комплекта документов при возникновении, обслуживании и исполнении обязательств; регистрация и ведение информации по долговым обязательствам; расчет процентных платежей, купонных выплат и пени; сбор и обработка информации о долговых обязательствах муниципальных образований, формирование регламентированной отчетности.

Большую ценность имеют АИС, обеспечивающие информационно-аналитическую поддержку решения задач принятия решений о выдаче государственных гарантий, планирования государственных заимствований с учетом приоритетов развития региона и особенностей проводимой долговой политики, оптимизации долговой стратегии региона в соответствии с заданными критериями и ограничениями, оценки активных операций с долговыми обязательствами, оценки и анализа рисков.

Несмотря на то, что положения федерального законодательства достаточно четко регламентируют общий порядок ведения бюджетного процесса, его основные этапы и результаты, каждый субъект РФ закрепляет положениями регионального законодательства особенности, свойственные данному региону. В связи с этим, задачи и функции АИС, используемых в различных регионах, могут отличаться друг от друга. Однако это не мешает, и даже, благодаря использованию в типовых решениях «лучшей региональной практики», способствует достижению главной цели внедрения ИКТ: повышению результативности деятельности ОГВ при управлении общественными финансами. Применение типовых решений при управлении общественными финансами в регионах позволит обеспечить возможность интеграции с другими информационными системами, как на региональном, так и федеральном уровнях, что будет способствовать повышению эффективности межведомственного взаимодействия, открытости и результативности деятельности органов власти в бюджетном процессе.

Евгений ОВЧАРОВ,
руководитель направления финансово-бюджетных решений компании «Прогноз»
Мария ВОЛКОВА,
главный специалист направления финансово-бюджетных решений компании «Прогноз»

CNews, обзор «ИКТ в органах государственной власти 2009», сентябрь 2009


Интернет-портал CNews, сентябрь 2009