«Новые информационные технологии – на службу безопасности движения»

21 октября 2009 года

XXI век недаром называют веком информации. Уже сложно представить себе сферу человеческой деятельности, где бы для анализа и прогнозирования развития ситуации не использовались информационные технологии. Госавтоинспекция не остается в стороне от всеобщего процесса информатизации. В рамках ФЦП при непо¬средственном участии сотрудников Департамента ОБДД МВД России создана и начала работать Многопараметрическая информационно-аналитическая система прогнозирования и моделирования ситуации в области обеспечения безопасности дорожного движения (МИАС). О том, какие преимущества даст внедрение новых информационных технологий в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, читателям «STOP-газеты» рассказывает начальник отдела анализа и прогнозирования БДД Департамента ОБДД МВД России полковник милиции Владимир Анатольевич Куршев.

— Владимир Анатольевич, давайте начнем с назначения системы и с задач, которые она решает...

— Система предназначена для повышения оперативности и обоснованности принимаемых управленческих решений, направленных на повышение безопасности дорожного движения, на основе использования современных информационных технологий. Главная задача, которую решает МИАС, — это сформирование единого информационно-аналитического пространства показателей в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Система обеспечивает мониторинг показателей аварийности, деятельности подразделений Госавтоинспекции, развития транспортного парка. Система позволяет проводить анализ причин, фактов, времени совершения ДТП, характеристик участников происшествий, а также мест концентрации ДТП на федеральных дорогах. Система помогает выявить наиболее проблемные направления аварийности за счет анализа показателей сложившейся ситуации, а также построить прогноз развития ситуации с безопасностью движения.

— А что используется в качестве источников информации?

— Со стороны Госавтоинспекции — это карточки учета дорожно-транспортных происшествий, формы статистической отчетности по основным показателям деятельности подразделений Госавтоинспекции (в том числе оперативная отчетность). Кроме того, в МИАС используются данные других федеральных органов исполнительной власти, работа которых связана с обеспечением безопасности на дорогах, таких как Минздравсоцразвития, Минтранс и др.

— Карточку учета ДТП, как я понимаю, заполняют на местах. Каким образом к вам поступает информация из регионов?

— Да, карточка вводится в общую базу данных непосредственно в подразделении Госавтоинспекции и затем в электронном виде через региональные информационные подразделения поступает в Главный информационно-аналитический центр МВД России. Карточка обезличена, там нет фамилий, имен участников происшествия, но есть данные о возрасте, стаже вождения, сведения о дорожных условиях, о состоянии водителя и т.д. Эти данные затем и используются для анализа.

— Давайте поговорим о том, что умеет система. Какие статистические отчеты она дает пользователю?

— Начнем с того, что если раньше мы имели в табличном виде по 73 показателям, то сейчас средства МИАС позволяют нам вести мониторинг по 7,5 тысячам показателей. В системе реализована возможность формирования регламентных отчетов, содержащих основные сведения о сложившейся ситуации в сфере БДД, в том числе сводный ежемесячный доклад о состоянии аварийности как в целом по России, так и по каждому субъекту РФ. Доклад содержит сведения об основных показателях аварийности, направленности административной практики, структуре выявленных нарушений, а также причинах, обусловивших совершение ДТП. Программа сама, в автоматическом режиме формирует справку, которую сразу можно, например, использовать на совещании. Также в автоматическом режиме готовятся графические материалы, объективно характеризующие как динамику основных показателей аварийности в целом, так и динамику по отдельным видам ДТП: например, с участием водителей в нетрезвом состоянии, ДТП с участием детей и т.д. На основе динамики абсолютных и относительных показателей выбираются наиболее неблагополучные регионы с точки зрения аварийности. В системе рассчитываются регламентные таблицы по более чем 150 основным направлениям аварийности. Каждая таблица содержит значения показателей аварийности по субъектам РФ, их прирост по сравнению с аналогичными показателями прошлого года, коэффициент тяжести последствий. Субъекты с негативной динамикой выбранного показателя выделены цветом. Предусмотрена и возможность ранжирования показателей по регионам, просмотр годовой и месячной динамики показателей по выбранному региону, федеральному округу или России в целом. Причем благодаря МИАС мы можем сравнивать показатели текущего периода не только с прошлым годом, как было раньше, а с тремя-четырьмя предшествующими, что позволяет более объективно оценить тенденцию в целом.

Другое интересное направление, реализованное в МИАС, — это топографический анализ мест совершения ДТП на федеральных дорогах. В системе реализованы средства для анализа так называемых очагов аварийности, т.е. мест, где в течение года произошли три и более ДТП на 1 км дороги. В сводной таблице представлены основные показатели аварийности на выбранных автодорогах. Цветом автоматически подкрашиваются ячейки с негативной динамикой. При выборе конкретной дороги отображается количество ДТП, число погибших и раненных в них людей, распределенные по субъектам Федерации, по территории которых эта дорога проходит. При этом в цвете отображается распределение ДТП по видам (столкновения, наезды на пешеходов, опрокидывания и т.д.). Существует возможность отображения всех мест концентрации ДТП, в том числе по видам ДТП. При выборе конкретного километра отображается полная информация о всех ДТП на этом участке дороги с возможностью просмотра карточки учета ДТП каждого происшествия. Немаловажно, что работа с программой для обычного пользователя максимально проста: увидел, нажал, открыл... Информация представлена и в табличном варианте, и в графическом.

— Ну а конкретный пример можете привести?

— Вот, например, возьмем 2008 год, трассу «Волга». Нажимаем «Волга», сразу получаем разбивку по субъектам, по которым она проходит: Владимирская область, Башкортостан и т.д. Программа сразу формирует графики абсолютных показателей: количество ДТП, число погибших и раненых, тяжесть последствий, дает сведения о динамике по сравнению с прошлым годом — в каком субъекте какие показатели возросли. Заинтересовал нас с вами любой субъект, например Владимирская область: нажали на кнопку — получаем распределение количества ДТП по каждому километру автодороги «Волга» по территории Владимирской области. Сначала с шагом в 50 км. Видим: есть 50-километровый участок (со 150-го по 200-й км), на котором за год произошло наибольшее число ДТП. Открываем его — получаем разбивку по каждому километру. То, что выделено более ярким цветом, — это и есть очаги ДТП. Нужно подробнее — получаем весь перечень ДТП с привязкой точностью до метра: дата, время, какое ДТП было, сколько погибших, раненых, какие были сопутствующие факторы: НДУ, нарушение Правил дорожного движения со стороны водителя или пешехода... Заинтересовала более подробная информация — открываем карточку учета ДТП.

— Владимир Анатольевич, только что начался новый учебный год, поэтому всех интересует ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом. Какую аналитику по этой теме может предложить система?

— Вы правы, детский дорожно-транспортный травматизм — это одно из проблемных направлений, и не только в связи с началом нового учебного года. Поэтому одним из первых в МИАС реализован анализ происшествий с участием детей с разбивкой по дням недели, времени суток, структурой пострадавших в ДТП детей по возрасту и категориям (дети-пешеходы, пассажиры, велосипедисты, водители транспортных средств и т.д.).

Средства МИАС позволяют формировать текстовые документы, содержащие описание сложившейся ситуации аварийности с детьми. И если раньше аналитика по детскому дорожно-транспортному травматизму в годовом сборнике умещалась на двух с половиной страницах, то сейчас — это 12-13 страниц печатного текста с графиками и таблицами.

— Вы упомянули проблемные направления. Что это такое?

— В МИАС созданы средства, позволяющие проводить анализ ситуации в России и регионах по более 160 проблемным направлениям. На основе динамики всех показателей система определяет те сферы БДД, где сложилась наиболее тревожная ситуация. Причем все это визуализируется на графиках: ярко-красным будет обозначено значительное увеличение, розовым — поменьше, желтым — стабильная ситуация, зеленым — положительная динамика. Из всего множества показателей система выбирает те, по которым сложилась негативная тенденция. На основе выбранного проблемного направления БДД система формирует перечень регионов, в которых за выбранный период произошел рост показателя. При выборе конкретного региона существует возможность просмотра динамики показателей аварийности за последние 5 лет.

— Владимир Анатольевич, а может ли ваша система дать прогноз?

— Да, такая возможность в нее заложена. И мы такой прогноз сделали. Более того, мы можем посмотреть несколько сценариев развития ситуации с точки зрения индикаторов реализации ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.».

Но для наиболее эффективного решения задач мониторинга, анализа и прогнозирования ситуации необходима организация межведомственного взаимодействия по данным вопросам. Создание Единой межведомственной системы управления безопасностью дорожного движения позволит выявить наиболее опасные тенденции и «узкие места» в сфере БДД, и с учетом этого расходовать бюджетные средства наиболее рационально. Создание средств МИАС и Единой межведомственной системы управления безопасностью дорожного движения полностью согласуется с концепцией развития информационного общества и создания электронного правительства Российской Федерации.

— Сколько регионов уже сейчас работают с МИАС?

— В настоящее время оборудование (серверы, рабочие станции) поставлены во все субъекты Федерации. Следующий этап работы — это, так скажем, конвертация данных, которые имеются в субъекте, для того чтобы руководитель Управления ГИБДД субъекта или любого другого подразделения мог точно так же подключиться к системе и увидеть, как обстоят дела в разрезе непосредственно ему подчиненных подразделений. Пока доступна информация только по России и на уровне субъекта, а в перспективе любой руководитель Госавтоинспекции субъекта Федерации сможет загрузить срез данных по всем подчиненным ему подразделениям.

— Хорошо, но что делается, чтобы все анализы и прогнозы не остались здесь, на этом компьютере? Каким образом эта информация идет дальше? Кто умеет читать все эти схемы и графики? Каждый начальник отдела?

— Нашу систему мы сделали не только по субъектам. В настоящее время мы подключили к ней более 30 пользователей в Департаменте. Сотрудники всех отделов имеют доступ к центральному серверу и могут напрямую пользоваться информацией, которая собирается в системе. Например, отдел организации дорожного движения заинтересовался данными о ДТП по федеральным дорогам в разрезе неудовлетворительных дорожных условий. МИАС позволяет посмотреть по каждой дороге распределение аварийности по месяцам, по дням недели, по времени суток, и все это — в привязке к конкретной территории. Эти данные можно использовать для разговора с конкретными службами, ответственными за содержание дорог.

— А начальники на местах знают о возможностях, которые предоставляет им МИАС?

— Начальникам мы об этой системе рассказывали. Недавно на Высших академических курсах для руководителей региональных Госавтоинспекций и их заместителей провели презентацию системы. На 2010 год запланировано развитие ряда совершенно новых направлений, у которых, думаю, большое будущее. Но о них чуть позже. Широко система будет представлена на выставке в Экспоцентре в рамках I Всемирной министерской конференции. С экспозицией можно будет ознакомиться на стенде ЗАО «Прогноз». Приглашаем всех заинтересованных лиц.

Информационное издание о работе ГИБДД  «STOP газета» № 10, октябрь 2009 г.


STOP газета № 10, октябрь 2009 г.