Прогнозы из Перми

27 апреля 2010 года

В условиях финансовой нестабильности повышается спрос на системы поддержки принятия управленческих решений.

Алексей Трапезников

Сегодня один из активных трендов рынка информационных технологий связан с прогнозированием глобальных экономических процессов в изменчивой среде. Программные продукты на основе информационно-аналитических систем сейчас актуальны как для крупных корпораций и банков, так и для федеральных и региональных органов власти. Одним из главных игроков в этом сегменте рынка уже не первый год выступает пермская компания «Прогноз», продуктами которой сегодня пользуются крупные международные корпорации и государственные учреждения. О ноу-хау современного рынка IT в интервью «Российской газете» согласился рассказать Дмитрий Андрианов, генеральный директор компании «Прогноз», доктор физико-математических наук.

- Дмитрий Леонидович, как образовалась ниша рынка, в которой сейчас работает ваша компания?

- Компания «Прогноз» появилась в 1991 году и добилась больших успехов во многом благодаря нашему убеждению, что именно новые интересные продукты создают спрос на рынке. Рыночную нишу, в которой мы сейчас работаем, во многом сформировали и наши программные продукты. Специализация компании со дня создания – это информационно-аналитические системы и системы поддержки принятия решений. Их особенность в том, что они объединяют сбор информации, ее аналитическую обработку, моделирование и прогнозирование развития ситуации. В результате система должна ответить на вопрос о том, что может произойти, если будет принято определенное управленческое решение, как может повлиять то или иное событие в окружающей среде (региональной или мировой) на конечный результат, и что необходимо для того, чтобы достичь нужной цели. На данный момент всего несколько компаний в мире смогли создать подобные продукты, позволяющие прогнозировать развитие ситуации. Мы создаем наши системы на основе собственной инструментальной платформы, которая позволяет решать большой спектр задач. Их успешному внедрению способствует наша стратегия работы с клиентами: мы не просто продаем программные продукты, которые надо самостоятельно настраивать, учиться с ними работать, а выполняем проект от начала до конца совместно с заказчиком.

- Какую эволюцию пережили ваши продукты за почти двадцатилетнюю историю работы компании «Прогноз»?

- Мы начали свою деятельность с решения задач моделирования региональной экономики для федеральных органов власти - это был наш научный интерес. Постепенно мы пришли к тому, что такие задачи могут быть востребованы на уровне крупных корпораций и региональных администраций. В последние годы мы вышли на зарубежные рынки и ощутили там большой спрос на наши продукты. Сейчас представительства «Прогноза» расположены в восьми странах Европы, Азии и Северной Америки.

- Потребности зарубежных заказчиков принципиально иные, чем у заказчиков отечественных?

- Наш опыт говорит о том, что они во многом схожи, хотя в чем-то и опережают потребности российского рынка. Этап первичной автоматизации за рубежом прошел достаточно давно, проблема сбора и мониторинга информации для многих потенциальных зарубежных клиентов уже решена. Наибольший интерес на Западе сейчас вызывают программные продукты, способные выполнять задачи прогнозирования развития ситуации. Сам же портрет нашего зарубежного заказчика практически идентичен российскому: крупные корпорации, банки, правительственные организации. К примеру, мы сейчас сотрудничаем с правительством США и исследовательским центром при Госсовете КНР, выполняем заказы таких всемирно известных компаний как Coca-Cola и Bayer. Решать задачи требовательных зарубежных клиентов нам также помогает богатый опыт работы с российскими корпорациями, такими как ОАО «Газпром» и Банк России. В то же время бывают нестандартные, экзотические задачи, которые мы еще никогда не решали. К примеру, это проект для Всемирной организации здравоохранения по моделированию ситуации с заболеваемостью малярией в странах Африки или система для компании Coca-Cola по оценке спроса на цитрусовые продукты в разных странах. Но я уверен, что мы справимся, ведь качество наших разработок уже подтверждено временем.

- Почему штаб-квартира компании «Прогноз» находится именно в Перми, ведь ваш бизнес уже давно перешагнул региональные и даже федеральные границы?

- Конечно, всегда необходимо присутствие рядом с заказчиком, чтобы решать его проблемы оперативно. Поэтому мы активно развиваем наши представительства в Москве и за рубежом. Но в то же время одна из наших принципиальных позиций – расположение базового предприятия в Пермском крае. За много лет работы мы убедились, что в Перми есть необходимая нам интеллектуальная среда. Здесь много талантливых научно-технических сотрудников с богатым опытом работы, хорошо развиты отраслевые институты. Пермские вузы готовят прекрасных студентов. В частности, я сам возглавляю кафедру информационных систем и математических методов в экономике в Пермском государственном университете и принимаю участие в процессе подготовки будущих кадров для нашей компании. Все это в результате позволяет нам собирать большой профессиональный коллектив для решения сложных интеллектуальных задач.

- Но, наверное, научный потенциал компании «Прогноз» не ограничен только пределами региона?

- Безусловно. При построении математических моделей и решении на их основе задач прогнозирования и управления мы тесно сотрудничаем с ведущими математическими школами страны. Научным консультантом «Прогноза» по вопросам прогнозирования экономического развития различных стран является лауреат Нобелевской премии профессор Лоуренс Кляйн (США, университет Пенсильвании).

- С чем связаны планы компании «Прогноз» на ближайшие годы?

- В последнее время возрастает роль глобальной сети Интернет в использовании IT-разработок. Думаю, что мы будем совершенствовать наши системы с учетом этих тенденций. В последние годы, когда экономический кризис проявился у нас и за рубежом, мы перешли на новые рельсы. В частности, мы стали выпускать более легкие коробочные автономные продукты, которые могут быстро внедряться в среде заказчика и быстро дают отдачу. Поэтому ключевые задачи развития компании в ближайшей перспективе - это совершенствование и продвижение таких продуктов, как «Аналитический комплекс Прогноз», «Прогноз. Управление риском», «Прогноз. Бюджетирование», «Прогноз. Управление регионом» и других приложений. Нашим основным приоритетом на ближайшее будущее остается российский рынок, потенциал которого с каждым годом растет. Планируем и расширение деятельности на международном рынке, поэтому ведем переговоры об открытии новых представительств в странах Европы, Африки, Америки.


Российская бизнес-газета, 27 апреля 2010 № 14 (747)