Сила ИТ – в разнообразии

25 ноября 2011 года

- Надежда Валерьевна, сфера ИТ в Беларуси в целом развивается весьма активно. А как в госорганах?

- Я ситуацию оцениваю как вполне позитивную. Еще буквально 5 лет назад многие чиновники работали без компьютеров. Далее произошел очень серьезный скачок. Компьютеры прочно вошли в жизнь госслужащих. В результате страна и ее граждане получили качественное улучшение ряда сервисов. Может быть, зти сервисы еще не представляют собой «чистые» электронные услуги, но в их фундаменте уже сейчас лежат ИТ.

- 5 лет - это ведь совсем недавно. Можно ли предположить, что изменения будут идти столь же быстро и дальше?

- Зависимость положительного эффекта ИТ от произведенных на ИТ затрат в общем случае нелинейная. То есть если от внедрения «начальных» технологий мы сразу можем получить весомый эффект, то добиться столь же ощутимого положительного эффекта от технологий последующих уровней уже намного сложнее. К примеру, внедрение электронной почты дает очевидную мгновенную пользу за совсем небольшие деньги. В свою очередь, внедрение системы электронного документооборота обойдется уже существенно дороже, а также потребует намного больше усилий и времени. И далее, согласно уровням развития ИТ, - по нарастающей. На данном этапе в Беларуси не следует ожидать такой же быстрой и очевидной положительной отдачи от ИТ, какая была в предыдущие 5 лет.

- Означает ли это, что, исходя из соотношения затраты/результат, целесообразность внедрения ИТ снижается?

- Нет. Просто мы переходим на новый уровень, где важными становятся не только количественные, но и качественные показатели, где необходимо учитывать синергетический эффект. Построение любой информационной системы должно вести к повышению производительности труда коллектива той или иной организации не только напрямую, за счет автоматизации этого труда, но и благодаря упорядочиванию бизнес-процессов, существующих в организации. Яркий пример - внедрение в госорганах службы «одно окно». Информационные технологии помогли не только организовать документооборот, но и трансформировали, оптимизировали его.

- Во внедрении ИТ многое зависит от руководителей организаций. Как они сейчас воспринимают ИТ?

- Опираясь на собственный опыт работы в госорганах, могу констатировать: руководство министерств и ведомств хорошо понимает необходимость внедрения информационных технологий и их важность. Может быть, у него даже присутствуют завышенные ожидания от ИТ. Зачастую руководители хотят иметь этакую «волшебную кнопку», нажатие которой автоматически дает нужный результат. При этом не всегда есть четкое осознание, насколько сложной и дорогостоящей будет соответствующая ИТ-система.

- Как госорганы решают задачу ком- плектации своих ИТ-подразделений в условиях, когда в Беларуси есть Парк высоких технологий, в компаниях которого ИТ-специалисты могут зарабатывать значительно больше?

Они активно работают с молодыми специалистами, предоставляя им возможность хорошей практики и повышения профессионального уровня. При этом у молодежи в сфере ИТ в госсекторе весьма неплохие возможности для карьерного роста. Есть и другие стимулы, так что не все решает только зарплата. Но, безусловно, уровень зарплат ИТ-специалистов в госорганах следует повышать. Что еще важно отметить в этой связи, госорганы сейчас активно интересуются аутсорсингом. У ряда министерств и ведомств есть подчиненные им предприятия - вычислительные центры и иные структуры, оказывающие ИТ-услуги, - они в рамках своего штатного расписания вполне могут позволить себе активно стимулировать ИТ-специалистов к эффективному труду втом числе и деньгами.

- Вы считаете, что госуправленцы уже нормально, без подозрения, относятся к аутсорсингу?

- Может быть, мы еще не пришли к западному пониманию аутсорсинга как естественного и эффективного инструмента в сфере ИТ, но отношение к нему уже существенно изменилось. Большинство лиц, принимающих решения, уже хорошо понимают, что информационные технологии стоят денег. Юристы государственных органов в Беларуси прекрасно знают, что такое лицензионные договоры, руководители организаций, в свою очередь, знают цены внедрения и поддержки различных ИТ-систем. А если расходы на ИТ подсчитывают и даже идут отдельной строкой в бюджете, то тут до решения отдать ИТ на аутсорсинг - рукой подать. Ведь все хотят получить высокий результат и при этом сэкономить.

- Вы упомянули лицензии. Как сейчас с ними обстоит дело в государственном секторе?

- Я бы не сказала, что ситуация с использованием лицензионного ПО в госсекторе совсем уж плохая. Да, в значительной мере присутствует недолицензирование. В то же время поскольку складывается практика покупки оборудования с предустановленным лицензионным ПО, то ситуация постепенно улучшается.

- Какими качествами должен обладать современный ИТ-менеджер?

- У ИТ-менеджера или ИТ-директора должны быть за плечами сложное техническое образование, набор глубоких профессиональных знаний. В то же время у него должны быть хорошо выражены личностные качества руководителя и способности «продвинуть» идею. Увы, среди ИТ-специалистов такое сочетание встречается редко. Согласитесь, образ типичного компьютерщика - это довольно углубленный в себя, скромный человек. Если же далее прибавить к списку необходимого ИТ-директору богатый жизненный опыт и разносторонность, позволяющие глубоко понимать все аспекты деятельности его организации, то станет совершенно понятным, что ИТ-директор - «штучный товар». Между тем упомянутыми качествами список требований отнюдь не исчерпывается. К примеру, важной необходимой чертой для ИТ-директора является также способность к анализу и работе с огромным объемом информации.

- Можно ли «взрастить» в человеке перечисленные качества и как это сделать?

- «С нуля» ИТ-директорами не становятся. У кого-то есть способности к изучению иностранных языков, а у кого-то их нет. Кто-то на пианино хорошо играет, а кто- то - в футбол. Так и здесь - есть такие люди, которые могут быть ИТ-директором, и есть такие, которым это не дано. Усилить имеющиеся в человеке ИТ-склонности может соответствующий опыт работы. Сталкиваясь с самыми разными задачами, ИТ-специалист учится их решать и постепенно выходит на уровень ИТ-директора.

- А возможно ли работу ИТ-директора свести к неким типовым алгоритмам?

- Каждая внедряемая технология предусматривает те или иные нотации, правила, схемы, которые разнятся в зависимости от структуры бизнес-процессов организации. Говорить о некоем глобальном единстве подходов и алгоритмов, пожалуй, не стоит. Сила ИТ- в разнообразии и возможности широкого выбора. К тому же следует учитывать, что ИТ-служба организации, как правило, занимается практически всем, поскольку включена во все бизнес-процессы. Руководитель ИТ- подразделения в идеале должен быть и юристом, и экономистом, и финансистом, и специалистом-предметником. Обозначить типовые алгоритмы действий для столь широкого круга задач очень сложно.

- Какие ИТ-системы дают наибольшую отдачу для госорганов?

- Системы электронного документооборота и системы управления персоналом. Кроме того, в арсенале современного органа госуправления обязательно должен присутствовать эффективный интернет- портал.

- Насколько серьезным сдерживающим фактором для развития ИТ в Беларуси является недостаточное внедрение электронной цифровой подписи?

- Я считаю, что сегодня в нашей стране есть абсолютно все механизмы для работы с электронной цифровой подписью. С технической и с технологической точек зрения все, что надо для того, чтобы заработал электронный документооборот с ЭЦП, у нас уже есть. Недостаточное использование ЭЦП связано в основном с вопросами организационного характера. По сути, не хватает только «политического» решения. Сильным сдерживающим фактором это не является, поскольку спрос на использование ЭЦП у пользователей пока еще невелик.

- Ваши рекомендации ИТ-специалистам, которые хотят добиться карьерного роста?

- Первое, что должен сделать ИТ- специалист на своем рабочем месте, - набраться как можно больше полезного практического опыта. Если это системный администратор, то чем больше и сложнее будет обслуживаемая им сеть - тем лучше. Если это программист, то чем больше строк кода он напишет в большом и сложном проекте - тем выше для него польза. Молодежи я бы рекомендовала с головой окунаться в тяжелую работу, пусть даже за небольшие деньги. Следующий шаг - первая работа в качестве руководителя любого уровня. Тут важно суметь быть «играющим тренером», то есть понимать все процессы и уметь самому делать все, что делают твои подчиненные. Если это, к примеру, отдел разработки,то нужно быть способным сесть на рабочее место любого программиста и если не продолжить вслед за ним написание кода, то хотя бы четко понимать, чем он занимается и как эта работа может быть выполнена. Одновременно нужно расширять свой кругозор и накапливать управленческий опыт. При этом желательно, чтобы не произошел сдвиг интересов в чисто управленческие функции. Следует сознательно формировать из себя «индивидуальный центр компетенции», выбрав для этого какую-то нишу специализации.


«ИТ Бел», ноябрь 2011