Инструмент внедрения инноваций

12 февраля 2012 года

Современная инновационная деятельность Федерального дорожного агентства носит комплексный характер и опирается на прогрессивные технологии из различных технологических сфер. Работы по развитию инновационной деятельности в дорожном хозяйстве организованы таким образом, чтобы, с одной стороны, вовлечь в этот процесс органы управления дорожного хозяйства, научные, проектные и производственные организации, а с другой - предложить предприятиям, задействованным в инновационном процессе, широкую номенклатуру прогрессивных технологий и эффективную систему организации их массового освоения.

— Сегодня в Федеральном дорожном агентстве функционирует автоматизированная система учета, мониторинга и контроля внедрения инноваций, — рассказал нашему корреспонденту начальник управления научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования Росавтодора Владимир Попов. - Теперь любой специалист, где бы он ни находился, во Владивостоке или Калининграде, Москве или Вашингтоне, может направить нам свое инновационное предложение для развития дорожной отрасли. Решение, разработанное компанией «Прогноз», позволяет формировать, утверждать и осуществлять мониторинг реализации Плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и Плана внедрения инноваций в рамках деятельности Федерального дорожного агентства.

Несколько слов о самой системе. Основные ее задачи таковы:

  • формирование, утверждение и мониторинг реализации Плана научно-исследовательских и опытноконструкторских работ;
  • формирование и мониторинг исполнения Плана внедрения инноваций в рамках деятельности Федерального дорожного агентства;
  • оперативный мониторинг и анализ ситуации в области развития прогрессивных инновационных технологий в дорожной отрасли;
  • оценка эффективности внедрения инновационной продукции в дорожной отрасли на основе анализа их различных технико-экономических и физико-механических показателей;
  • снижение транзакционных издержек Росавтодора (расходов на сбор и корректировку информации, переговоры, связанные с подписанием документации, контроль выполнения обязательств исполнителем после подписания контракта и т.д.).

Система обеспечивает быстроту и легкость доступа к информации через любой компьютер, имеющий выход в Интернет. Понятный, удобный, настраиваемый интерфейс позволяет оперативно находить аналитическую отчетность для различных уровней принятия управленческих решений, что обеспечивает сужение пространства для взаимодействия хозяйствующих органов в территориально распределенной сети организации.

Система состоит из двух основных подсистем: подсистема ведения плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и подсистема внедрения инноваций в органах управления дорожного хозяйства.

Подсистема «План НИОКР» включает две части — «Формирование» и «Мониторинг исполнения Плана НИОКР».

Подраздел «Формирование плана НИОКР» служит для формирования и согласования заявки на исполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в дорожной отрасли. В нем содержатся все заявки на исполнение НИР и ОКР, поступившие в систему. Для рассмотрения проекта плана профильными экспертными группами, управлениями и рядом других специалистов предусмотрен специальный функционал корректировки заявок. По результатам корректировки заявок по плану НИОКР формируются различные аналитические отчеты в табличном и графическом отображении.

Модуль мониторинга исполнения плана НИОКР предназначен для подготовки аналитической и статистической отчетности об исполнителях, этапах и сроках реализации мероприятий плана. Он включает в себя мониторинг сдачи этапов работ; мониторинг приемки этапов работ в части сроков и результатов; мониторинг сведений об оплате принятых работ и сведений о примененных штрафных санкциях. Этот модуль предусматривает формирование аналитических и статистических отчетов в табличном и графическом отображении. Специалистам доступен широкий спектр аналитических записок, отображающих процесс реализации госконтрактов на исполнение НИР и ОКР.

В отдельный раздел выделен «Реестр инновационной продукции», содержащий информацию об инновационных технологиях, материалах и оборудовании, рекомендуемых для опытной эксплуатации или к широкому применению. Процесс формирования реестра инновационных технологий автоматизирован.

В этом разделе реализованы функции сбора и учета предложений по освоению инноваций со стороны любых зарегистрированных в системе пользователей.

Реестр состоит из двух частей: технологии, материалы и оборудование, рекомендуемые для опытной эксплуатации и для широкого применения. Каждая часть реестра содержит восемь тематических разделов с перечнями технологий. Описание технологии включает краткую характеристику, нормативное обеспечение, историю внедрения и текущие работы по внедрению.

Раздел «Контроль освоения инноваций» — это удобный инструмент формирования и мониторинга реализации плана внедрения инноваций на объектах дорожной отрасли России.

В подразделе «Формирование плана освоения инноваций» формируется и утверждается план освоения инноваций в федеральных казенных учреждениях Росавтодора. Утверждение сводного плана происходит по аналогии с утверждением сводного плана НИОКР.

По установленным в Росавтодоре формам ФКУ могут выбрать ту или иную технологию из реестра инновационной продукции для включения в план освоения инноваций. Сформированный федеральным казенным учреждением план внедрения инноваций рассматривается в центральном аппарате Росавтодора. В подразделе «Мониторинг и контроль освоения инноваций» представители ФКУ посредством специальной формы заносят отчетность о своей деятельности на объектах внедрения инноваций.

В разделе «Комплексный отчет о выполнении плана НИОКР» отображается информация обо всех этапах работ по исполнению плана освоения инноваций. Руководство Росавтодора имеет возможность отслеживать отчетную информацию, вносимую ФКУ, и проводить экспресс-анализ освоения инноваций по каждому из них. Руководитель может ознакомиться с данными о соблюдении сроков, просмотреть поступающую отчетную документацию и комплексные аналитические отчетные формы, автоматически генерированные в системе.

Кроме того, в разделе доступны фактографические данные — фотографии и видеоролики о ходе выполнения дорожных работ. Для наглядной демонстрации внедрения инноваций используется интерактивная карта, управляемая с помощью инструментов приборной панели: масштабирование, увеличение, измерение расстояний и площадей.

В настоящее время в автоматизированной системе учета, мониторинга и контроля внедрения инноваций зарегистрированы около 300 пользователей, поступили более 350 заявок на НИР и ОКР из 21 региона Российской Федерации.

Создан единый реестр инновационных технологий и материалов, используемых в рамках деятельности Росавтодора.

Все подведомственные организации Росавтодора ведут деятельность по внедрению и контролю освоения инноваций.


Пример отображения инноваций с использованием средств ГИС

— На карте обозначено, где какая инновация внедрена. Например, было запланировано внедрение технологии укладки асфальтобетона методом сращивания слоев. На карте четко видно, где эта задача реализована, отображены итоги проверки специалистами ФКУ «Росдортехнология», показаны результаты лабораторных исследований и размещена видеоинформация. Все адресно закреплено и наглядно представлено, — объясняет Владимир Попов. — Важно отметить, что доступ в систему у всех пользователей разный. Например, федеральным казенным учреждениям, подведомственным Росавтодору, открыты только их участки для внесения и корректирования информации. Руководство Росавтодора имеет самый широкий доступ. При этом важно подчеркнуть, что внести свое предложение может каждый желающий, и все они рассматриваются.

Система позволяет любому пользователю увидеть реестр инновационных продуктов и получить инфор-мацию об их внедрении. В системе задействованы все органы управления дорожным хозяйством, и, в свою очередь, эта деятельность становится одним из важных показателей эффективности их работы.

— Сверхновая информация в системе подсвечивается зеленым цветом, а остальная просто перечисляется. Инновации вносятся в план из проектной документации, которая прошла экспертизу. При этом перечень инноваций согласуется, и если у кого-либо появляется желание типовую технологию представить как инновацию и, отчитавшись, прикрыть свое бездействие, то такая попытка будет отклонена ФГУ «Росдортехнология» и научно-техническим советом Росавтодора,— уточнил Владимир Попов.

Он подчеркнул, что Автоматизированная система учета, мониторинга и контроля внедрения инноваций Федерального дорожного агентства открыта для совершенствования, новые возможности, предоставляемые быстро развивающимися IТ-технологиями, безусловно, будут вноситься в систему.


«Автомобильные дороги», № 2, февраль 2012