Автоматизированная система учета, мониторинга и контроля внедрения инноваций Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации

Федеральное дорожное агентство (Россия)

Справка о заказчике

Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации (ФДА, Росавтодор) — федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства транспорта Российской Федерации. Осуществляет функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, включая управление федеральными автомобильными дорогами.

Описание

Цель проекта

Решение о разработке и внедрении автоматизированной системы учета, мониторинга и контроля внедрения инноваций Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации (далее – Росавтодор) принято с целью автоматизации процессов формирования, корректировки и исполнения плана научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), а также внедрения инновационной продукции с учетом специфики отрасли, территориальной структуры Росавтодора и технических особенностей процессов. Большим преимуществом системы является возможность аккумулировать отчетную документацию подведомственных учреждений о выполнении плана освоения инноваций в Федеральных казенных учреждениях, что значительно упрощает поиск и работу с данными, минимизирует временные и трудовые затраты на работу с большими объемами документов и информации.

Предпосылки создания информационной системы

Территориально-распределенная структура подведомственных учреждений Росавтодора, внушительный документооборот, в частности, ведение всех деловых процессов планирования НИОКР в бумажной форме вызывали значительные затруднения в сборе необходимых данных и в поиске информации или конкретного документа. Кроме того, большое количество форм статистической и аналитической отчетности требовали индивидуального подхода, составлялись и обрабатывались специалистами Росавтодора вручную. До внедрения системы решение этих задач требовало серьезных затрат времени, а также углубленного знания предметной области. Часть задач не решалась совсем в силу необходимости обработки большого количества информации в ручном режиме.

Содержание проекта

Для удобства эксплуатации и сопровождения автоматизированная информационная система учета, мониторинга и контроля внедрения инноваций состоит из следующих функциональных модулей:

Модуль предоставления аналитической информации в различных тематических разделах, а именно:

  • План НИОКР и мониторинг его исполнения. Формирование плана проходит несколько этапов согласования, в ходе которых у сотрудников имеется возможность отправлять заявки на рассмотрение в различные профильные управления, формировать транши из утвержденных тем, а также вносить корректировки в план. Такая организация планирования обеспечивает максимальную прозрачность процесса для руководства Росавтодора.
  • План освоения инноваций. Этот функциональный блок обеспечивает процессы мониторинга и контроля исполнения плана посредством различных аналитических форм, а также возможность загрузки данных о выполнении этапов в соответствии с государственным контрактом. Контроль освоения инноваций осуществляется на основании аналитической отчетности и отчетных материалов, которые вносят Федеральные казенные учреждения через специальную форму.
  • Мониторинг и контроль внедрения инноваций. Раздел предназначен для формирования, мониторинга и контроля внедрения инновационной продукции в Федеральных казенных учреждениях. Блок содержит формы для ввода информации о внедрении инноваций, а также сводную информацию в виде отчетов по реализуемому плану освоения инноваций.
  • Реестр инновационной продукции. Раздел предоставляет возможность формирования и ведения реестра инновационных технологий Росавтодора, в составе следующих разделов:
    • утвержденный реестр технологий, материалов и оборудования, рекомендуемых и используемых в Федеральных казенных учреждениях;
    • технологии, рекомендуемые для внесения в реестр инноваций; ожидающие рассмотрения ответственными сотрудниками Росавтодора заявки.
    • форма заявки на включение технологии в реестр инновационной продукции.
  • Архив. В разделе хранятся все заявки в план НИОКР, которые были отклонены, расторгнуты или выполнены. В этом же разделе сохраняются выполненные планы освоения инноваций.
  • Подсистема визуализации данных. Предназначена для представления информации о реализованных и реализуемых инновационных технологиях с разделением на зоны ответственности в Федеральных казенных учреждениях и автомобильными дорогами с картографической привязкой.
  • Сервисные функции. Обеспечивают реализацию ряда дополнительных административных функций, которые являются вспомогательными в процессе управления системой.

В данных тематических блоках в графическом, табличном и картографическом виде представлена информация по согласованным и утвержденным в Росавтодоре отчетным формам.

Модуль интеграции обеспечивает информационное взаимодействие, т.е. импорт данных установленных форматов из различных информационных систем Росавтодора в хранилище данных системы и дальнейшего экспорта.

Модуль хранилища данных обеспечивает структурированное хранение всей информации в системе.

Модуль администрирования предназначен для обеспечения защиты информации, хранимой и обрабатываемой в системе, от несанкционированного доступа и реализации политики информационной безопасности.

Другие модули разработаны с целью поддержания работоспособности системы.

Особенности проекта

  • Весь цикл реализации проекта, начиная от предпроектных исследований до ввода системы в эксплуатацию, составил 3 года 8 месяцев. Работы по наращиванию функционала системы продолжаются по настоящее время.
  • При разработке системы удалось значительно расширить перечень автоматизируемых задач. В частности, разработчиками предусмотрено формирование большего количества генерируемых системой отчетов без необходимости ввода дополнительных сведений сотрудниками Росавтодора. Автоматизировано составление исчерпывающего большинства справок и форм отчетности Росавтодора, на получение которых теперь требуется минимальное время. Реализован удобный поиск информации.
  • Система проста в использовании, поскольку имеет четкую структуру, а также ролевую модель контроля доступа: каждому пользователю в зависимости от специфики выполняемых должностных обязанностей доступны соответствующие его функционалу возможности системы. Так, у роли «Заявитель» минимальные права, в то время как «Администратор» обладает максимальными возможностями доступа ко всем элементам системы.

Результаты внедрения системы

  • Сокращены временные затраты на решение задач предметной области. В частности, создан единый реестр инновационных технологий и материалов, используемых в рамках деятельности Росавтодора. Реестр постоянно дополняется через систему.
  • Происходит мгновенная подготовка справочной информации и отчетных форм в различных разрезах, осуществляется быстрый поиск по системе.
  • Сокращены транзакционные издержки более чем на 40 %, минуя большую часть бумажного документооборота.
  • В настоящее время в автоматизированной системе учета, мониторинга и контроля внедрения инноваций зарегистрировано порядка 350 пользователей; поступило более 710 заявок на научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские разработки из 21 региона РФ, и 850 заявок в план освоения инноваций от 36 Федеральных казенных учреждений.
  • Все подведомственные организации Росавтодора ведут деятельность по внедрению и контролю освоения инноваций с использованием системы.