Комплексы программных средств для Счетной палаты Российской Федерации

Счетная палата РФ

Справка о заказчике

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Она контролирует исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, в рамках которого проводит экспертизу проектов законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Для обеспечения информационной, программной и технологической поддержки деятельности Счетной платы Российской Федерации в целях осуществления контроля формирования и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов компанией «Прогноз» был разработан и внедрен ряд комплексов программных средств.

Описание

В рамках проекта были созданы следующие программные комплексы:

  • хранилище данных информационно-телекоммуникационной системы Счетной палаты Российской Федерации. В нем согласуется нормативно-справочная информация, поступающая из различных источников, и консолидируется разнородная информация по контролю исполнения федерального бюджета и отчетности участников бюджетного процесса;
  • комплекс аналитических и сводных отчетов по результатам ревизии исполнения федерального бюджета позволяет проводить структурный и динамический анализ исполнения федерального бюджета в разрезе бюджетной классификации с возможностью детализации до отдельных платежных документов. Предоставляет информацию в удобной для пользователя форме.
  • комплекс экспертизы, анализа и контроля формирования и исполнения федерального бюджета обеспечивает:
    • мониторинг и анализ исполнения федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
    • вариативное прогнозирование уровня исполнения федерального бюджета с использованием формализованных математико-статистических и экспертных методов;
    • многоаспектный анализ и прогнозирование основных социально-экономических показателей развития Российской Федерации, влияющих на исполнение федерального бюджета;
    • количественную оценку обоснованности, выявление возможных несоответствий в проектах федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год с учетом прогнозов макроэкономических условий исполнения бюджета;
    • всесторонний динамический и структурный анализ деятельности Министерства финансов Российской Федерации по управлению государственным долгом Российской Федерации;
    • анализ взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации, влияния проводимой политики межбюджетных отношений на социально-экономическое развитие страны и регионов;
    • моделирование различных стратегий управления государственным внутренним долгом Российской Федерации.
  • комплекс программных средств ввода и первичной обработки информации системы хранения данных и управления информационными ресурсами Счетной палаты Российской Федерации. Комплекс предназначен для ввода и автоматической загрузки из текстовых файлов утвержденных форматов и обработки электронных документов.
  • комплекс программных средств аудита формирования и исполнения бюджета разработан для сбора, первичной обработки и контроля данных, поступающих из различных источников. Консолидирует разнородную информацию о подготовке проекта бюджета и исполнении бюджета субъекта РФ в едином хранилище данных. Позволяет готовить регламентную и аналитическую отчетность в ходе контроля бюджета субъекта РФ, аналитические материалы для поддержки принятия решений руководством. Обеспечивает анализ межбюджетных отношений, анализ и прогнозирование социально-экономического развития региона.
  • база знаний функционального модуля оценки анализа и ключевых национальных показателей предназначена для накопления и структуризации данных по этим показателям и методикам их расчета. Позволяет проводить анализ и сопоставление систем ключевых национальных показателей разных стран и основных нормативно-правовых документов, регламентирующих стратегии развития стран и международные стратегии развития.

Особенности проекта

  • первые комплексы были внедрены в 2000 году. Они постоянно пополнялись новыми инструментами и, благодаря этому, до сих пор не только не потеряли своей актуальности, а стали необходимым помощником для всех пользователей Счетной палаты Российской Федерации;
  • за 11 лет эксплуатации разработано и внедрено более 20 комплексов задач;
  • хранилище данных, реализованное с использованием СУБД Oracle, уже превысило объем в 1,5 Тб;
  • программное обеспечение установлено на рабочих местах во всех направлениях основной деятельности Счетной палаты Российской Федерации (в Сводном департаменте и других структурных подразделениях). В настоящий момент функционирует более 700 рабочих мест, в том числе в закрытом сегменте базы данных Счетной палаты РФ;
  • разработанные комплексы прикладных программных средств характеризуются высоким научным и технологическим уровнем;
  • специалисты компании «Прогноз» принимали и принимают непосредственное активное участие в развитии информационно-аналитического обеспечения деятельности Счетной палаты Российской Федерации, подготовке информационно-аналитических материалов, разработке методических основ аналитических и прогнозных задач, решаемых в Счетной Палате Российской Федерации.

Результаты внедрения системы

  • сократилось время на обработку и загрузку в базу данных первичных платежных документов, отчетности и другой информации, поступающей в Счетную палату в электронном виде;
  • обеспечена возможность верификации и межформенного контроля поступающей информации на стадии ее загрузки в хранилище данных. Благодаря этому своевременно выявляются ошибки при формировании отчетности участниками бюджетного процесса;
  • автоматизирован процесс подготовки приложений к заключению Счетной палаты об исполнении бюджета. Это существенно сократило время создания сводных таблиц-приложений, подготавливаемых Сводным Департаментом СП к акту проверки об исполнении федерального бюджета;
  • формируемые каждое полугодие на базе системы сборники информационно-аналитических материалов по развитию экономики и бюджетной сферы позволяют получить в наглядном, ясном и убедительном виде информацию об исполнении федерального бюджета, межбюджетных отношений, бюджетов государственных внебюджетных фондов, реализации приоритетных национальных проектов, а также о состоянии социально-экономического развития и бюджетной сферы субъектов Российской Федерации;
  • обработанные материалы помогают руководству осуществлять оперативный и последующий контроль текущих процессов. Итоговые данные об изменениях бюджетной росписи и ее исполнении позволяют значительно повысить скорость реагирования на изменения бюджета и дают ориентиры для инспекторского состава Счетной палаты при выходе на ревизию.