Информационно-аналитический портал «Открытый бюджет города Москвы»

Департамент информационных технологий города Москвы

Справка о заказчике

Департамент информационных технологий Москвы осуществляет разработку и реализацию государственной политики в сфере информационных технологий, телекоммуникаций, связи, выполняет функции государственного заказчика и главного распорядителя бюджетных средств на размещение государственных заказов на поставку средств вычислительной техники, оборудования и программных продуктов, оказание информационных и телекоммуникационных услуг в части, относящейся к работе информационных систем города.

Открытость органов власти и уровень доверия к ним со стороны общества во многом определяются достоверностью, доступностью информации, а также оперативностью ее предоставления. В целях осуществления общественного контроля расходования бюджетных средств и достижения заявленных результатов Правительство города Москвы приняло решение о создании информационно-аналитического портала «Открытый бюджет города Москвы». Компания "Прогноз", имеющая большой опыт созданияразличных информационно-аналитических систем, выиграла открытый конкурс на разработку портала.

Описание

Портал предоставляет гражданам доступ к данным о текущих расходах и доходах Москвы в режиме реального времени, позволяет знакомиться с аналитикой по всем городским программам, охватывающим 90% московского бюджета, и оставлять свои предложения по рациональному расходованию средств. На портале также имеется возможность сравнить показатели развития российской столицы с показателями других крупнейших городов мира (Париж, Шанхай, Лос-Анджелес).

Сервисы портала предназначены для обычных граждан, а также специалистов в сфере государственных и муниципальных финансов. Его навигационные и визуальные возможности максимально удобны и понятны всем категориям пользователей.

Портал включает в себя следующие функциональные модули:

  • главная страница портала (содержит новостную ленту, ключевую информацию о бюджетном процессе, ссылки на все основные разделы);
  • модуль справочной информации о бюджете (содержит краткое описание бюджетного процесса, перечень основных терминов и определений, нормативные правовые акты, относящиеся к бюджетному процессу);
  • модуль мониторинга и анализа проекта бюджета города Москвы и закона о бюджете города Москвы (обеспечивает представление в табличном и графическом видах ключевых направлений бюджетной политики, проекта закона о бюджете и закона о бюджете субъекта с приложениями, а также мониторинг основных показателей и публикацию дополнительных документов к бюджету);
  • модуль мониторинга и анализа исполнения бюджета города Москвы (позволяет осуществлять оперативный мониторинг исполнения доходов, расходов, основных источников финансирования дефицита бюджета, а также государственного долга);
  • модуль мониторинга и анализа показателей деятельности органов исполнительной власти (обеспечивает формирование паспорта ведомств для публикации справочной и контактной информации по выбранному ведомству, а также для анализа сети подведомственных учреждений, перечня оказываемых ими услуг и показателей деятельности);
  • модуль мониторинга и анализа основных характеристик государственного долга города Москвы (содержит сведения о государственном долге города Москвы: графики погашения и привлечения ценных бумаг, структуру долга);
  • модуль мониторинга и анализа государственных программ города Москвы (с его помощью ведутся и визуализируются актуальные паспорта госпрограмм, публикуются их полные тексты и отслеживаются структуры расходов на государственные программы);
  • модуль мониторинга объектов адресной инвестиционной программы (визуально группирует объекты по территориальному признаку, формирует паспорта объекта, отслеживает степень завершенности объекта по исполненному объему финансирования);
  • модуль мониторинга бюджетной сети (раскрывает информацию по сети бюджетных учреждений, обеспечивает доступ граждан к полному перечню услуг, оказываемых организацией);
  • модуль мониторинга основных социально-экономических показателей города Москвы (публикует сводную информацию о состоянии социально-экономических показателей развития города Москвы);
  • обратная связь и личный кабинет пользователя (содержит сведения об исполнении бюджета отдельного органа власти, а также позволяет просматривать адресованные пользователю сообщения от граждан и отвечать на них).

Для эффективной работы этих модулей был разработан ряд инструментальных средств, включающих в себя:

  • сбор и загрузку данных;
  • средства хранения данных;
  • администрирование;
  • карту портала;
  • полнотекстовый поиск;
  • OLAP-анализ данных;
  • веб-сервис получения данных.

Особенности проекта

  • была решена главная задача, поставленная перед разработчиком, – создание простого и понятного информационного интернет-сервиса для обычных граждан. Подробная информация о бюджете города Москвы предоставляется всем пользователям в доступной и наглядной машиночитаемойформе. Интуитивно понятный интерфейс позволяет работать без дополнительной подготовки и специальных знаний, а средства визуализации информации предоставляют возможность строить интерактивные графики и диаграммы всего за 2-3 клика;
  • разработана эффективная обратная связь с пользователями портала, позволяющая им принимать участие в публичной экспертизе бюджета, задавать вопросы экспертам по бюджетному процессу и оперативно получать на них ответы;
  • реализована возможность пользовательской настройки состава и вариантов предоставления аналитических блоков;
  • в центральном хранилище данных консолидируется информация о бюджетном процессе из различных источников;
  • портал состоит из различных модулей с возможностью их параллельного и независимого внедрения (решение создано на принципах открытого построения системы, благодаря этому достигнута возможность дальнейшей модификации и совершенствования портала дополнительными модулями).

Результаты внедрения системы

  • повышение уровня информированности граждан о ходе бюджетного процесса;
  • повышение прозрачности формирования и расходования бюджетных средств;
  • повышение обоснованности решений органов власти при реализации программ в сфере бюджетной политики.