Программное обеспечение для автоматизации работ по выявлению обстоятельств банкротства кредитных организаций

Агентство по страхованию вкладов (Россия)

Справка о заказчике

Агентство по страхованию вкладов создано в январе 2004 года на основании Федерального закона от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

В целях обеспечения функционирования системы страхования вкладов Агентство осуществляет выплату вкладчикам возмещений по вкладам при наступлении страхового случая; ведет реестр банков-участников системы страхования вкладов; контролирует формирование фонда страхования вкладов, в том числе за счет взносов банков; управляет средствами фонда страхования вкладов.

http://www.asv.org.ru/

Описание

Цель проекта

Решение для автоматизации работ по выявлению обстоятельств банкротства кредитных организаций создано с целью обеспечения сотрудников экспертно-аналитического департамента Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» единым программным инструментарием для проведения проверки обстоятельств ухудшения финансового положения санируемых банков, банкротства ликвидируемых банков, выявления сомнительных сделок и схем, реализации различных аналитических и статистических задач. Система призвана существенно сократить трудовые и временные затраты на анализ данных и формирование заключения по банку.

Предпосылки создания проекта

Отсутствие в экспертно-аналитическом департаменте гибких и эффективных программно-инструментальных средств для работы с большими массивами данных, а также единого информационного хранилища данных по отчетности и операциям ликвидируемых и санируемых банков стало причиной разработки соответствующего программного обеспечения. До внедрения решения сотрудники департамента работали в офисных приложениях Excel и Access, при этом информация по банкам консолидировалась вручную. Статистика по всем банкам хранилась в едином файле и заполнялась также вручную только по ограниченному набору показателей.

Описание проекта

Разработка проектной документации, дизайн интерфейса, разработка программного обеспечения, опытная эксплуатация решения осуществлялись с апреля 2011 г. по январь 2013 г.

Программное обеспечение для автоматизации работ по выявлению обстоятельств банкротства кредитных организаций состоит из следующих функциональных модулей:

Общие сведения о банках. Данный функциональный блок обеспечивает формирование хранилища данных об анализируемых (санируемых и ликвидируемых) банках, а также хранилища нормативно-справочной информации.

Загрузка данных. С помощью данного модуля осуществляется формированиехранилища данных форм банковской отчетности, поступающей из различных источников, а также данных о филиалах, клиентах, лицевых счетах и операциях банков, выгружаемых из различных автоматизированных банковских систем.

Финансовый анализ банков. Модуль предназначен дляформирования стандартизированных и пользовательских отчетов о финансовом положении банков на основе данных отчетности. Инструменты модуля позволяют проводитьрасчет и корректировку аналитических показателей и формировать таблицы, графики, диаграммы для финансового анализа банков. Также в модуле реализованоприменение специальных методов анализа, позволяющих выявлять признаки недостоверности отчетных данных банков. Задавая критерии, пользователь может моделировать изменения финансового положения банков, в том числе с учетом произведенных в ходе анализа корректировок. В этом же функциональном блоке содержатся средства конструирования, стандартизации и автоматизации написания элементов текстов отчетов и шаблонов документов.

Анализ операций банков.Модуль предоставляет возможность проведения многоуровневого анализа операций банка с детализацией от уровня агрегированных показателей отчетности до первичной информации по лицевым счетам и операциям с формированием сводных таблиц. Средствами модуля также проводится анализ целевого использования ссудных средств, выдаваемых банками.

Анализ качества активов банков. Посредством этого блока формируетсяхранилище данных бухгалтерских форм отчетности клиентов банков, поступающей из различных источников. Данные отчетности являются основой для составления стандартизированных и пользовательских отчетов о финансовом положении клиентов банков. С помощью этого же модуля осуществляется конструирование, стандартизация и автоматизация написания писем и запросов во внешние организации.

Статистическая информация. Данный модуль предназначен для систематизацииинформации о результатах проверок обстоятельств ухудшения финансового положения и банкротства банков. Модуль также позволяет строить сводные статистические таблицы с заданной группировкой банков и анализировать совокупные показатели деятельности банков в разрезе сформированных групп.

Особенности проекта

  • Предусмотрена возможность обработки исходных данных (форм отчетности, лицевых счетов, операций банков) большого объема и различной структуры.
  • Инструменты системы позволяют формировать различные таблицы с аналитическими показателями, консолидированными по клиентам банка.
  • Осуществляется накопление информации по санируемым и ликвидируемым банкам,передаваемым на исследование причин ухудшения их финансового положения с возможностью оперативного просмотра информации по ранее исследованным банкам.
  • В системе реализована возможность построенияразличных аналитических таблиц, выписок произвольной структуры, по произвольным параметрам.
  • Информация из внешних источников (например, сайта «СПАРК» Интерфакс) загружается автоматически.

Результаты внедрения системы

  • В два раза сократилось время обработки стандартных форм отчетности.
  • В четыре раза сократилось время формирования стандартных аналитических таблиц.
  • Выписки по операциям стали формировать быстрее на 50%.
  • Автоматическое распределение операций по группам, а также автоматическое формирование таблиц фиксированной структуры позволило сократить время на проведение анализа операций по счетам заемщиков в пять раз.
  • Получение информации по формам отчетности заемщиков с помощью автоматической загрузки из Web-сервисов СПАРК на 50% сократило время на сбор информации.
  • В полном объеме сформирован единый информационный ресурс по всем ликвидируемым и санируемым банкам.
  • Информация о банках и их заемщиках из внешних источников загружается автоматически.
  • Многоуровневый анализ операций банка производится с детализацией от уровня агрегированных показателей отчетности до первичных данных по лицевым счетам и операциям с формированием сводных таблиц.
  • Формирование выписки по операциям всех исследуемых банков производится с помощью одного программно-инструментального средства из единой базы данных. Cформировать выписку возможно по любому банку системы.
  • Инструменты решения позволяют проводить перекрестный анализ операций банков.
  • Подготовка шаблона заключения по банку сопровождается автоматическим заполнением текстов, графиков, таблиц и экспортом во внешние файлы.