Лицензирование Prognoz Platform: о пользователях и компонентах

18.07.16 Борис Бурангулов
8558 0
07

На этапе планирования BI-системы в компании, неизменно встает вопрос о том, какое количество лицензий нужно приобрести. Обычно клиент имеет представление, сколько у него пользователей и какими функциями они будут пользоваться. Остается вроде бы малость – соотнести это с той политикой лицензирования, которую предлагает поставщик BI. Однако, у разных вендоров подходы к лицензированию сильно различаются.

Например, одни вендоры просто предлагают платить за каждого пользователя продукта и им при этом не важно, будет ли он использовать всю функциональность или только ее часть. Такой подход интуитивно понятен, но порой вынуждает клиента платить за неиспользуемые функции. Другие вендоры, напротив, предлагают множество различных опций: тут тебе и лицензирование по пользователям, и по процессорным ядрам, и по их тактовой частоте… Да и сами пользователи могут быть разные: с правами на просмотр, на редактирование, на внесение данных и так далее. Это, с одной стороны, позволяет сделать лицензионную политику более гибкой и подобрать конфигурацию BI-решения под любого клиента. Но по факту это выливается в многостраничные описания, в которых путаются не то что клиенты, но порой и сами консультанты компаний-поставщиков. Конечно, это мало кому нравится: разбираться в хитросплетениях лицензионной политики непросто, а если подписывать все не глядя – кто знает, какое shelfware в итоге может там внезапно оказаться? :)

Примечание: shelfware — дословно «софт, который лежит на полке» — термин для обозначения приобретенного, но не используемого ПО.

В случае с Prognoz Platform мы стараемся найти некий баланс – с одной стороны не перегружать клиента сложными схемами, а с другой – предоставить гибкость в выборе конфигурации. Поэтому при продаже лицензий мы определяем стоимость по количеству пользователей системы, но при этом предлагаем клиенту для каждого пользователя выбрать набор компонентов, который он будет использовать. Как вы, наверное, знаете, в Prognoz Platform есть клиентские компоненты для анализа данных:

клиентские

А также ряд компонентов поддержки и развития системы, которые предоставляют инструменты управления пользователями, работы с хранилищем данных, кастомизации платформы с использованием встроенного языка и так далее:

Административные

Несмотря на кажущуюся сложность схемы, разобраться в том, какие компоненты нужны для конкретной системы, довольно просто. Для этого мы предлагаем воспользоваться классификацией пользователей по их ролям. На наш взгляд, с точки зрения BI, в организации можно выделить до пяти пользовательских ролей. Для каждой из них, как правило, требуется определенный набор компонентов. Вы можете определить, сколько в вашем проекте будет пользователей с той или иной ролью, и понять, какое количество лицензий для них требуется (подробнее о лицензиях и их видах можно прочитать здесь). Вот какие роли можно выделить:

  • Потребитель информации. Это те сотрудники, которые не работают непосредственно с BI, не создают отчеты, но периодически могут пользоваться подготовленными данными. При этом они имеют права только на просмотр. Например, это могут быть менеджеры по продажам, которые просматривают отчет по своим продажам. Для этого типа пользователей, как правило, достаточно регламентных отчетов и, в отдельных случаях, предварительно настроенных аналитических панелей (дашбордов).
  • Бизнес-пользователь/аналитик. Ранее этот тип пользователей делился на два – аналитики готовили отчеты и визуализаторы, а бизнес-пользователи BI использовали их результаты и делали запросы, когда требовалась дополнительная информация или новые инструменты (то есть, по сути, не сильно отличались от предыдущего типа пользователей). Однако, с развитием концепции self-service BI, эти роли пользователей сливаются в одну. За счет развития и упрощения интерфейсов и аналитики, и бизнес-пользователи получили возможность применять инструменты бизнес-аналитики на одном уровне.
    И вот тут возникает ключевое отличие бизнес-пользователей от предыдущего типа: если потребители информации могут только просматривать отчеты, то бизнес-пользователи могут погружаться в них, детализировать, редактировать и, зачастую, сами создавать новые отчеты. А аналитики делают то же самое, но на более профессиональном уровне. Примерами таких пользователей могут быть руководитель отдела продаж и sales-аналитик. Для этого типа пользователей, как правило, нужны компоненты: регламентные отчеты, аналитические запросы и дашборды.
  • Продвинутый аналитик (data scientist). Данный тип пользователей использует в своей работе возможности как традиционной, так и продвинутой аналитики. В организации это может быть, например, аналитик-прогнозист отдела стратегического развития. Для этого типа пользователей могут понадобиться все пять компонентов работы с данными: три уже названных инструмента бизнес-аналитики плюс анализ временных рядов и моделирование и прогнозирование.
  • Специалист поддержки (BI-администратор). Это персонал IT-отдела, который занимается поддержкой системы BI, администрированием хранилища данных, назначением прав доступа и т.д. Для этого типа пользователей в Prognoz Platform предусмотрены компоненты администрирования, управления хранилищем данных, инструменты ETL и управления НСИ, при этом конечный набор и количество компонентов будет зависеть от организации, количества специалистов поддержки и их функций.
  • Разработчик. Это специалисты, которые занимаются созданием, развитием и доработкой системы BI. В Prognoz Platform для этого есть широкие возможности расширения функциональности (в том числе с использованием встроенного языка). Этому типу пользователей для работы нужны клиентские компоненты (для тестирования), почти все те инструменты, которые могут быть нужны для поддержки системы (управления хранилищем данных, инструменты ETL и управления НСИ) плюс инструменты разработки приложений.

Разумеется, в организации далеко не всегда будут присутствовать все типы пользователей. Пожалуй, в любом проекте будут администратор (специалист поддержки) и потребители информации, а все остальное зависит от организации. В любом случае, понимая количество пользователей в организации и роли, которые они выполняют, можно легко определить нужное количество лицензий для проекта.

Комментировать
0